Лариса ФОМЕНКО, практикующий психолог, кандидат психологических наук:
— Для школьников грядут тяжёлые времена — наступает череда экзаменов, годовых контрольных, проверочных тестов и… излишнего беспокойства. Причем беспокойство родителей зачастую ещё сильнее, чем волнения подростков.
Конечно, родители с высоты своего жизненного опыта, осознанности понимают важность подготовки к выпускным экзаменам и значимость их результатов. И подготовка к успешным выпускным начинается задолго до даты экзамена. Но все дети разные, и подход к ним тоже требуется индивидуальный. Совет родителям — не накручивать ребёнка судьбоносным значением экзамена.
Взрослым кажется, что если они будут говорить: «Старайся лучше!», «Давай ещё сильнее учись!» и так далее, то смогут поднять уровень ответственности ребенка. На самом деле эти посылы только раскачивают эмоциональную нестабильность, поднимают тревожность как ребёнка, так и родителя.
Конструктивная подготовка к экзаменам заключается в уходе от эмоций к рациональным решениям. А для этого надо оценить уровень исходных знаний ребёнка и сравнить с требуемым уровнем. Важно учитывать и объём времени, который есть у ребёнка, — что за этот период можно сделать. Старайтесь быть объективными и совместно с подростком разработайте пошаговый план действий. И вот здесь наступает самое главное — помогите ребенку распределить нагрузку оптимально. Дети, даже старшеклассники, не всегда могут понять, что такое объём информации, продолжительность времени, и поэтому они откладывают на потом — «Я попозже начну готовиться», «У меня ещё так много времени до экзаменов» и т.д. Задача родителей — убедить ребёнка в необходимости системной подготовки и договориться об условиях, при которых взрослый может напоминать, проявляя тактичный контроль процесса. Излишний контроль, давление, «пиление» вызывают противоположную реакцию, а поощрение, интересная мотивация могут сделать процесс подготовки к экзаменам объединяющим для семьи.
Перед самим экзаменом желательно не заострять внимание на конкретном результате: «Тебе надо получить столько-то баллов!», «Тебе обязательно надо не провалить тест!». Эти формулировки провоцируют волнение, а оно снижает фокус внимания: чем больше переживаний, тем меньше адекватности в поступках, чем больше эмоций, тем меньше рациональности.
Важно ориентировать ребенка на то состояние, в котором ему будет комфортно проходить экзамен: «Постарайся во время теста сконцентрироваться и максимально вдумчиво ответить на вопросы», «Постарайся проявить все свои способности, как ты можешь!», «Постарайся во время экзамена сделать так же хорошо, как ты делал это в тестовых заданиях дома».
Зная своего ребёнка, его уровень стрессоустойчивости, постарайтесь подобрать слова, которые помогут ему в напряжённый экзаменационный период поверить в себя, почувствовать вашу поддержку и помощь.
Теги: Лариса Фоменко, психология, школьники, экзамены, стресс