Когда с подростком нужно говорить на взрослые темы
В конце 1990-х годов в Великом Новгороде по инициативе врачей открылся молодёжный медицинский центр, одним из направлений работы которого стал гинекологический профиль. Тогда особую тревогу у акушеров-гинекологов вызывало резко увеличившееся количество несовершеннолетних девушек, начавших сексуальные отношения. А это, как известно, влечёт за собой множество проблем: от заболеваний, передающихся половым путём, до ранней беременности.
Помимо профилактических осмотров специалисты Центра проводили информационно-просветительские занятия в школах, гимназиях, колледжах. Благодаря этой работе удалось изменить ситуацию — число беременных в возрасте до 18 лет значительно снизилось.
Сейчас он называется Центром охраны репродуктивного здоровья девушек-подростков. Он функционирует на базе женской консультации № 2 областного клинического родильного дома имени В.Ю. Мишекурина. О том, как сохранить репродуктивное здоровье подростков и почему школьникам надо рассказывать о половых отношениях, «НВ» поговорили с его психологом Екатериной ВАГАНОВОЙ.
— Екатерина Владимировна, в чём заключается ваша работа?
— Все беременные девушки-подростки в возрасте до 18 лет в Великом Новгороде встают на учёт в нашем Центре и приходят в мой кабинет на консультацию. Если срок беременности до 12 недель, то она ещё находится в ситуации репродуктивного выбора. И мне важно, чтобы она приняла правильное для себя решение. Если она оставляет беременность, то я её направляю в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Детство». Там ей могут предоставить напрокат детские коляску, кроватку, при необходимости помогут с временным проживанием в стационарном отделении. На курсах научат, как ухаживать за новорождённым, кормить, развивать его. Вторая часть моей работы — профилактические мероприятия. Я выхожу в образовательные организации города с лекциями для подростков, на которых затрагиваю вопросы, связанные с ранними половыми отношениями. Помимо медицинских моментов разбираем со старшеклассниками юридические. Объясняю, что брачный возраст в Российской Федерации устанавливается в 18 лет, что предусмотрена уголовная ответственность за растление малолетних. И наступает она с 18 лет. Все данные о девушке, забеременевшей до 16 лет, тут же отправляются в прокуратуру.
— Беременная девочка воспринимается как ЧП?
— Я бы не стала оценивать такие случаи как ЧП. В последние годы их не так много происходит, но каждый запоминается. И несмотря на мою двадцатилетнюю практику в Центре, некоторые из них продолжают удивлять. Так, несколько дней назад в нашу женскую консультацию на первый приём пришла мама с беременной 14-летней дочкой. Срок беременности подростка — 37 недель. Её положение мама заметила недавно. Да, дети сейчас любят носить одежду больших размеров. И бывает телосложение у девочек крупное. Но ребёнок находился дома, ходил на уроки в школу. И маме, видимо, было не интересно, она не обратила внимание на какие-то бытовые нюансы — как девочка моется, переодевается, ведёт себя за обеденным столом во время приёма пищи. В конце концов, телесный контакт, объятия никто не отменял. Но какое может быть материнство в 14 лет!
— Социальное неблагополучие, низкий доход в семье — эти факторы, как правило, приводят к подростковой беременности?
— Нередко и семьи, где родители нормально зарабатывают, у которых неплохое жильё, сталкиваются с проблемой подростковой беременности. Например, я встречалась с такой ситуацией, когда одноклассники стали родителями. И для их семей, финансово благополучных, новость о беременности стала шоком. Девочка хорошо училась. Но призналась маме, что с ней что-то не так, когда ребёнок начал шевелиться в животе. Бывает, мамы, работающие с утра до вечера, упускают своих дочек из вида, а потом известие о беременности звучит для них как гром среди ясного неба. Низкий уровень знаний в этой области, плохая осведомленность о методах контрацепции — а на своих занятиях я подвожу детей к тому, что самое эффективное — вообще избегать интимной близости до брака, непонимание негативных последствий ранних половых отношений у подростков и могут стать причиной нежелательной беременности. Есть истории, когда девочки, решившие не прерывать её, выходят замуж за отцов своих малышей, создаются семьи. Но есть девочки, которые остаются в одиночестве. Самые печальные случаи, когда они снова беременеют. Хотя им подробно объясняется, что ребёнок должен быть запланированным.
— Что могло бы снизить процент подростковой беременности?
— В России по закону «Об основах охраны здоровья граждан» сейчас несовершеннолетние старше 15 лет имеют право самостоятельно дать согласие на прерывание беременности. Если бы девочки-подростки знали, что без ведома родителей или опекунов они не смогут это сделать, то можно было бы уменьшить и количество ранних беременностей, и число подростков, начавших половую жизнь.
— Как вы строите общение с подростками на столь деликатную тему? Имея доступ к Интернету, многие из них имеют своё представление о половой жизни.
— На своих занятиях я никогда не произношу слово «секс». Заменяю его или на «интимную близость», или на «половые отношения». И разговор на эту тему провожу для аудитории не младше девятого класса. Легче строить беседу с подростками, которые ещё не знают, что такое половая жизнь, объяснить, каких проблем, связанных с ней, они могут избежать. Совершенно другая ситуация с теми, у кого уже есть сексуальный опыт. К тому же я не исключаю историй в духе Ромео и Джульетты. Но тогда я призываю подростков, чтобы они действовали по-взрослому, представляли итог своих поступков. Искали информацию не в Интернете, не спрашивали у сверстников, а всё-таки обращались к специалистам. После своих занятий я оставляю буклеты и плакаты о Центре. Девочки-подростки могут обратиться к его специалистам анонимно, бесплатно, но необходима предварительная запись. Наш девиз — «Выслушаем, поможем, никому не расскажем».
— В каких ещё случаях стоит обратиться в Центр?
— Если девушке 16 лет, а месячных ещё ни разу не было. Если в их период возникают боли в животе или менструальный цикл нерегулярный. К слову, для семиклассников я провожу занятие по теме «Я взрослею». Оно о том, как меняется тело девочки, что девушкам не надо пугаться менструации, не воспринимать её как наказание. Эта функция женского организма — обязательное условие, при котором девочка в будущем может стать мамой. Часто нарушения менструального цикла связаны с пищевым поведением. На нём могут негативно отразиться как дефицит массы тела, так и излишний вес. Часто дети питаются не полноценной пищей, а бедными на полезные вещества, но весьма калорийными продуктами фаст-фуда или снеками. Впрочем, с такими крайними расстройствами пищевого поведения, как анорексия, булимия, врачи направляют к психиатру.
— Как родители и педагоги относятся к вашим урокам?
— Некоторые родители считают, что если об этом говорить, мол, тогда дети могут задуматься о том, чтобы попробовать «запретный плод». Я всегда за то, чтобы мамы и папы приходили на мои занятия и послушали, что я рассказываю. Моя задача, чтобы дети не торопились, чтобы узнали о позитивных брачно-семейных установках, осознали ценность здорового образа жизни, значимость родительства. Ведь современные подростки прекрасно осведомлены о такой идеологии, как чайлдфри, обозначающей желание не иметь детей. К сожалению, родителей я на своих уроках ещё не видела. Но только пару раз сталкивалась с тем, что мамы категорически выступали против посещения моих занятий их детьми. Иногда социальные педагоги сами выходят на меня с просьбой провести в их школе или гимназии урок в каком-то конкретном классе, когда видят там риски нежелательного поведения детей. По моим наблюдениям, многое зависит от самой образовательной организации, от атмосферы, которую смогли создать её педагоги для учеников. Чем больше подростки заняты мероприятиями, учёбой, тем меньше они будут интересоваться взрослыми темами.
— Как понимаете, что занятие получилось удачным?
— Когда оно заканчивается, ко мне подходят дети и говорят спасибо. И я им всегда отвечаю: «Себя бережём, себя любим, и всё в жизни будет хорошо».