Чем «Петроканат» так крепко привязан к Валдаю?
Когда экономисты снова обсуждают трудную судьбу российского рубля и со всех сторон слышны призывы скептиков настраиваться на новые испытания, трудно поверить, что в небольшом городке может существовать и развиваться предприятие, успешно конкурирующее не только с отечественными, но и с иностранными производителями. Но так оно и есть. «Петроканат», который обосновался в Валдае ещё в 2007 году, — одна из ведущих российских компаний по производству шнуров, ниток и канатов. Рынок сбыта — от Балтийского моря до Тихого океана. В чём залог сильного бизнеса, способного не запутаться в клубке экономических трудностей? За ответом мы отправились в Валдай.
С английским акцентом
Первое, что увидели по прибытии, — аккуратный, чистый дворик в цветах перед одноэтажным скромным зданием. Несколько иномарок на приколе — личный транспорт сотрудников. Технический директор протягивает визитку — Dmitry Antonov, Head of Technical Department.
— На русском не осталось, — извиняется Антонов.
Может, оно и неплохо, когда визитки на русском так хорошо расходятся? И есть повод заказать ещё и на английском. Надо полагать, для партнёров за рубежом. Впрочем, что значит «есть»? Вся команда «Петроканата» сделала так, чтобы этот повод был.
11 лет назад в Базовом переулке на окраине Валдая всё выглядело иначе. Ветшающее здание старой мастерской, где зимой было почти так же холодно, как на улице. Осенью территория вокруг него превращалась в непролазное месиво.
Что заставило петербургских бизнесменов, владевших магазином по оптовой продаже аксессуаров для рыболовства, открыть свое представительство в Валдае? Низкие цены на землю в сравнении со стоимостью в Санкт-Петербурге или Ленинградской области, удобство географического расположения между двумя столицами и близость к федеральной трассе.
Остальные преимущества пришлось созидать самостоятельно. Питерцы провели в мастерской капитальный ремонт, привезли сюда несколько плетельных станков, чтобы открыть в райцентре основное производство шнуров, канатов и нитей.
Кстати, будете на валдайском «Петроканате» (а вдруг!), постарайтесь не использовать слово «верёвка». Есть шнур, есть канат. И это не одно и то же. Разница в том, что первый плетут, второй скручивают. А верёвка... Это почти ругательство.
Отправились на промысел
Но вернемся в 2007 год. Почему магазин решил стать производством? За плечами предпринимателей был большой опыт общения как с рыбаками, так и с рыбопромысловыми компаниями. Петербуржцы знали, что им требуется, и поняли, что этим можно и нужно пользоваться.
— Когда мы решили заняться производством канатов и шнуров, эта ниша была уже занята. Причем на рынке действовали очень крупные заводы и фабрики, обладавшие более чем столетней историей производства, — рассказывает Дмитрий Антонов. — Они и сейчас живы-здоровы, но слишком неповоротливы и готовы исполнять только очень большие, в том числе государственные, заказы. Например, для флота. Это целая история, что нужно сделать обычному промысловику, чтобы купить у них шнур для невода или трала. Не один кабинет нужно пройти. Мы решили не дожидаться заказов и, зная потребности рыболовецкого бизнеса, создали свою складскую программу, разработали линейки востребованных товаров и стали производить шнуры и канаты. Предпринимателю нужно просто выбрать необходимый товар, оформить заявку и получить. Хотя, конечно, мы работаем и по индивидуальным заказам.
Создали, разработали, начали производить... Это сейчас можно рассказывать об этом легко. На деле всё давалось не так просто. Пособий и учебников по кручению и плетению канатов, шнуров не было. Точнее — были, но изданные ещё в 50–60-е годы текстильными вузами и значительно устаревшие.
— Они могли научить только основным азам, остальное пришлось постигать методом проб и ошибок, — признался Дмитрий. — Мы и сейчас их допускаем. Вводим новый продукт и предполагаем, что его расхватают, а покупатели реагируют спокойно. Но есть товары, которые пользуются многолетним, устойчивым спросом. И мы не сидим на месте: ездим на выставки, общаемся с зарубежными коллегами, делимся впечатлениями, размышлениями по выбору оборудования, материала. Идет постоянный обмен опытом.
Шли годы, набор материалов, которые «Петроканат» использует в своём производстве, расширялся вместе с покупательской аудиторией. Если начинало предприятие с полипропилена, то сейчас делает шнуры и канаты из нейлона (другие его названия — полиамид, капрон), полиэстера и полиэтилена. Рядом со зданием, где «Петроканат» в 2007 году отметил новоселье, выросли два больших корпуса, где разместились новые цеха и склады.
Летом 2017 года компания начала выпускать свой журнал «Рыболовство и рыбоводство». Почти 60 страниц обо всём, что может быть интересно как рядовому рыбаку, так и главе большой промысловой компании. Своё издание — для бизнеса всегда хороший симптом. Значит, у предприятия есть средства не только на покупку сырья, производство товаров, зарплату работникам, обязательные платежи, налоги и инвестиции, но и такое непрофильное занятие, как журналистика. «Петроканат» оплачивает работу редакции. Да и сами сотрудники периодически публикуются в журнале, а значит, находят время, чтобы подумать и почитать о развитии производства, новых материалах и технологиях, законодательных изменениях.
Пуленепробиваемые нити
Шнуры и канаты для рыболовных снастей, неводов, тралов, такелажа должны быть надежными и прочными. Им приходится противостоять нагрузке морских или океанских волн, тяжести громадных промысловых сетей и неводов, разъедающей способности морской соли и микроорганизмов, разрушительной силе солнечного ультрафиолета.
Однако валдайской продукцией сегодня пользуются не только рыбопромысловые компании, но и те, кому нужен крепкий, устойчивый к растяжению канат или шнур: МЧС, альпинисты, производители подарочных пакетов (шнурки для ручек), строители, производители мебели (толстый шнур вшивают в кант на диване или кресле)... Кроме того, в Валдае стали производить кевлар — нить, которую используют при производстве бронежилетов.
Не так давно у «Петроканата» появилась эксклюзивная разработка — треугольный шнур. На предприятии предполагают, он может быть интересен при создании национальной атрибутики. К примеру, шнур в цветах российского триколора. Технология производства позволяет пустить цветные нити не по окружности, а по длине шнура, поэтому каждая из трёх сторон может иметь свой цвет. Ещё в компании рассчитывают, что такой шнур можно использовать для герметизации — при необходимости в щель удобнее поместить не круглый, а треугольный уплотнитель.
Люди и роботы
Удивительно, но на предприятии, торгующем с 1/6 частью суши, работают всего 19 человек. И это весь штат — вместе с работниками, непосредственно занятыми на производстве. Главные помощники в компании — компьютеризированные станки и роботы. Человек нужен только для того, чтобы внести необходимые настройки и следить за работой техники. Она не только сама сплетет шнур или совьет канат, но и сделает моток нужной длины, упакует и промаркирует.
— Мы стараемся сделать производственную цепочку максимально технологичной и минимизировать человеческий фактор, — объясняет Дмитрий Антонов.
Несмотря на это на валдайском предприятии понимают: человеческий фактор — это то, на чём здесь всё держится. И хотя специального образования при приёме на работу в «Петроканате» от кандидатов не требуют, не каждый способен здесь трудиться. Выдерживают только те, у кого за плечами уже есть годы на заводе, кто умеет терпеливо, целую смену переходить от станка к станку, справиться с рутиной монотонной работы, выдержать грохот десятков станков. Коллектив отмечает дни рождения работников, по традиции собираются вместе на праздники. Однажды приняв сотрудников в штат, на предприятии ценят их и берегут.
Тем более сейчас, когда компания готовится к расширению. Пока «Петроканат» выпускает шнуры и канаты от 0,8 мм до 20 мм толщиной, но хочет выпускать более толстые — швартовые для больших судов, канаты для якорей, тяжёлых морских неводов. Для этого нужно строить дополнительные склады, приобрести грузоподъёмники — моток такого каната будет весить не один центнер, да и места он будет занимать немало. Новый логистический комплекс компания сейчас строит в Шушарах (Ленинградская область). Как только стройка будет завершена, приобретение дополнительного оборудования станет вопросом времени, а значит, у валдайцев скоро прибавится работы.
Фото из архива предприятия
Дмитрий Антонов:
— Многое пришлось постигать методом проб и ошибок. Мы и сейчас их допускаем. Вводим новый продукт и предполагаем, что его расхватают, а покупатели реагируют спокойно. Но есть товары, которые пользуются многолетним, устойчивым спросом. И мы не сидим на месте — ездим на выставки, общаемся с зарубежными коллегами, делимся впечатлениями, размышлениями.