Как детская мечта стала главным делом жизни
Ольга ЛИБО — из тех, кто остаётся верен своим увлечениям. Когда-то она смотрела балет по телевизору и просила у мамы ткань, чтобы шить. Теперь у Ольги — своя танцевальная школа «PRO-Движение», а ещё она создаёт одежду для танцев и спорта под собственным брендом. О том, каким был путь от хобби к бизнесу, Ольга рассказала «НВ».
— Танцы — моя страсть с самого детства. Помню, как я совсем маленькой закрывалась у себя в комнате, чтобы посмотреть балет на канале «Культура» и попробовать повторить то, что там показывали. Когда к нам приходили гости, я придумывала свои танцевальные номера и выступала перед ними. Я, кажется, всегда знала: танцы станут моей профессией. К сожалению, долгое время я не могла попасть ни в какую танцевальную студию, потому что мой папа — военнослужащий, и мы очень часто переезжали. Я сейчас даже не могу сосчитать, сколько школ я сменила. Потом, когда все устоялось, я начала ходить в студии, в танцевальные школы. Меня все это очень увлекало. В то время в основном преподавали эстрадный танец, и я пробовала себя в нем. Когда стали появляться новые танцевальные направления, я на год уехала из Великого Новгорода и занималась в московских школах, где учили танцевать хаус, хип-хоп. Тогда у меня сложилось представление, какой я хотела бы видеть собственную танцевальную школу, какие номера могла бы придумать.
— Когда семь с половиной лет назад вы создавали школу танцев, в Новгороде уже было что-то подобное?
– Да, было много абсолютно разных коллективов. Я не могу сказать, что стала одной из первых. Для меня танцы были любимым делом, поэтому я не смотрела по сторонам, а просто занималась тем, что мне нравится.
— Начинать свой бизнес оказалось сложно?
— Я не считала, что это бизнес. Для меня на первом месте всегда было увлечение, страсть. При этом, конечно, финансовая сторона важна. Если ты успешно ведешь дела, у тебя появляется больше возможностей. Например, можно приглашать талантливых педагогов, это очень большой стимул для учеников. Я получила экономическое образование, и оно мне пригодилось при ведении бизнеса. Конечно, каких-то навыков мне не хватало, но я привыкла постоянно учиться. Танцы — сфера, где без этого никуда. Нужно развиваться, смотреть видеоуроки, ездить на мастер-классы, на семинары, иначе тебе нечего будет дать людям. У меня постоянно есть ощущение, что я чего-то еще не знаю. Это помогает не останавливаться, идти вперед. И пусть для меня важнее творчество, я дала себе обещание, что и в бизнесе буду все время совершенствоваться, так как поняла, что эта сторона дела тоже много значит.
— Помните, как набрали первых учеников?
— Да, мы давали объявления, расклеивали листовки на подъездах. Мы не знали, сколько людей придет. Когда настал день пробного занятия, я удивилась тому, как много человек в зале. Помню, что было тесно, а родители ребят, которые при-шли на занятия, наперебой у меня что-то спрашивали. Встреча получилась очень сумбурной, но я радовалась, что удалось заинтересовать стольких человек. А со следующего дня началась ответственная пора, когда нужно было показать, чему мы сможем научить детей.
— Были моменты, которые оказались для вас неожиданными?
— Я не думала, что мы будем так быстро развиваться. За год мы набрали очень много учеников, понадобились новые педагоги. Через два года детей стало еще больше. Я не представляла, что будет столько организационных моментов и придется серьезно этим заниматься. Я рассчитывала, что буду много танцевать, а административная сторона останется на втором плане. Но со временем поняла: нужно искать новые возможности для развития школы. У меня был небольшой перерыв, связанный с рождением ребенка, но теперь я снова в строю и готова сосредоточиться на работе. Мы решили постепенно расширяться. Сейчас мы сняли три зала, ремонтируем их и скоро запустим. Детей у нас много, а для того чтобы эффективно работать, нужно сделать группы поменьше. Займемся также обучением педагогов.
— На чем специализируется ваша школа?
— Основные наши направления — это танцевальное шоу, акробатическое шоу и акробатический танец. Но время диктует свои законы. Дети очень интересуются хип-хопом, и мы пробуем ему учить на базовом уровне. Это направление мне нравится, и я надеюсь, что оно будет в школе и дальше. Его плюс в том, что оно отлично развивает координацию. Еще мы пробуем хаус, dancehall. Эти направления мы тоже взяли совсем недавно, но собираемся ими всерьез заниматься. В прошлом году у нас были не только детские, но и взрослые группы, для которых мы ввели боди-балет и стрейчинг. Может, в этом году тоже сделаем нечто подобное. Нам всё интересно, мы постоянно пробуем новое. Ученики у нас тоже любопытные, активные. Мы часто с ними выступаем на городских праздниках, ездим на соревнования за границу и по России, каждый год организуем отчетные концерты.
— У вас есть отбор или принимаете всех желающих?
— Пока хватает педагогов, берем всех. Тут нужно еще учитывать, что не все, кто пришел, останутся надолго. Кто-то уходит в другие танцевальные направления или в спорт, кому-то просто не нравится, и они ищут себе другое занятие по душе. Время само проводит естественный отбор.
— Чтобы хорошо танцевать, важнее талант или желание учиться?
— Если говорить о профессиональных танцорах, там без данных никуда. Например, балет. То, что дала тебе природа, можно улучшить, но не до такой степени, чтобы выйти на профессиональную сцену и стать солистом. Если же мы говорим об уровне танцевальной школы, пусть даже хорошей, сильной, тут на первом месте трудолюбие. Я все время говорю об этом детям. К тому же мы можем помочь ребенку выбрать нужное направление. Если у него есть данные для акробатики, он может участвовать в спортивных номерах. Если ребенок в акробатике освоил базовые навыки, но дальше дело не идет, есть много других путей, те же хип-хоп, хаус, где с хорошей базой можно стать очень сильным танцором.
— Вы не так давно запустили свою линию одежды для танцев. Как появилась эта идея?
— Это еще одна моя страсть, которая возникла в детстве. Я брала у мамы ткани, шила, и с тех пор у меня осталась любовь к этому занятию. Когда я начала работать с детьми, то поняла, что у нас очень небольшой выбор красивой одежды для танцев, а найти еще и качественную практически невозможно. У некоторых брендов, выпускающих одежду для спорта, есть специальные танцевальные линии, но именно для акробатического танца нельзя найти что-то оригинальное, все довольно стандартно. При этом у нас в школе очень много красивых детей, и мне захотелось, чтобы одежда подчеркивала их внешность. Пока мы развиваемся постепенно, без активной рекламы и больших вложений. В этом году я планирую открыть ателье, где будет представлена одежда моего бренда. Причем, возможно, это будут не только костюмы для танцев, но и повседневные вещи для девушек.
— Танцевальная школа, свой бренд одежды, вдобавок к этому семья и маленький ребенок... Как вы все успеваете?
— Если честно, сама не понимаю. Иногда очень устаю, но помогает переключение с одного занятия на другое. Бывает, что прихожу с работы вымотанной, но вижу своего ребенка и сразу чувствую прилив энергии. Он каждый день учится чему-то новому, с ним очень интересно. К тому же муж меня всегда поддерживает.
— А танцевать вы продолжаете?
— Не всегда успеваю, но при любой возможности, конечно, танцую. У меня есть старшая группа детей, которая помогает мне вникать в новые танцевальные направления. Как-то они уговорили меня станцевать с ними на концерте. Я переволновалась, но вроде бы справилась, не подвела их.