Екатерина БУРОВА начала свой бизнес благодаря танцам и лёгкой атлетике
По профессии Екатерина — стилист-имиджмейкер. Это человек, который отвечает за создание образа для модных съёмок в журналах. Она училась в Санкт-Петербурге, там же работала по специальности. Мысль открыть своё дело приходила к ней регулярно, но вот с направлением работы Екатерина определилась не сразу. Сейчас она шьёт спортивную одежду, а ещё — осваивает инновационные технологии, чтобы делать костюмы для детей с диагнозом ДЦП.
— Предпринимательская жилка у меня была давно. Мы с моим партнером Артёмом Александровым пробовали разные ниши, например, шили подушки для беременных, организовав маленькое производство на дому. Но оказалось сложно наладить диалог с клиентками, найти с ними общий язык. Мы стали думать, какую нишу знаем хорошо, чтобы было легче взаимодействовать с потребителями. Выбрали спортивную тему. Я сама занимаюсь танцами и легкой атлетикой, хожу в тренажерный зал, поэтому я представляла себе, с какой аудиторией буду работать и что смогу предложить.
— И начали работу в Великом Новгороде, не в Санкт-Петербурге...
— Мне нравится наш город, и к тому же я считаю, что производство здесь организовать легче, чем в мегаполисе. И когда я здесь плачу налоги, они идут в бюджет Новгородской области. Приятно знать, что я поддерживаю свой регион, а не Москву или Санкт-Петербург.
— Помните свои первые шаги в бизнесе?
— Производство официально существует с марта 2017 года. Началось все с тестирования ниши. Это было так: мы купили маленький оверлок, поставили его дома и сделали ряд дизайнов для лосин. Потом заказали ткань и, когда она приехала, нанесли принт. Я сшила эти лосины, мы попробовали их отснять на моделях, загрузить снимки в Интернет. После этого стало понятно, что люди откликаются, участвуют в конкурсах, которые мы проводим в соцсетях. Наша продукция хорошо продавалась, и поэтому было решено масштабировать бизнес. Конечно, для этого понадобились более серьезные вложения. Сейчас в команде — шесть человек. У нас есть закройщик, который раскраивает все наши изделия, а потом передает их на производство. Дальше — пошив. Им занимаются три человека. Еще двое отвечают за маркетинг и продумывают дизайн одежды.
— Сейчас вы шьете не только лосины?
— У нас были планы, которых мы собирались придерживаться. Если упростить, это звучало так: в мае — лосины, летом — коллекция купальников и так далее. Однако на практике мы выяснили, что внедрение новой продукции проходит сложнее, чем нам представлялось. Нужно выбрать ткань, у которой будут все необходимые характеристики, разработать эскиз и правильно сконструировать лекала, чтобы вещь сидела по фигуре. Иными словами, процесс небыстрый, но он идёт. Мы постоянно движемся вперёд, внедряем что-то новое. Сейчас у нас — целая линейка спортивной одежды: это купальники, боди, лонгсливы, топы и мужские костюмы. Надеюсь, к следующему году появится линейка лыжных костюмов. Мы бы хотели выпускать одежду не только для тренажерного зала, гимнастики и танцев, но и для более узких спортивных направлений.
— Но и это, как я понимаю, не всё...
— Да, у нас есть второе, не менее важное направление работы. Мы делаем инновационные швейные костюмы со встроенной программой для детей с ДЦП. Ребенок носит такой костюм час в день. За это время он успевает запомнить какие-то движения, скованные мышцы чуть-чуть расслабляются, проходят спазмы. Всё потому, что в костюм вшиты специальные датчики. Каждый такой электрод располагается либо на группе мышц, либо на суставе. За счет того, что костюм плотно прилегает к телу, как вторая кожа, можно подавать импульс на определенную зону. Силу воздействия программирует врач. Тут обязательна индивидуальная работа, потому что проблемы у всех детей разные: кому-то надо разрабатывать ноги, кому-то, например, — правую руку. Поэтому нельзя создать костюм, который подошел бы всем. У нас сейчас есть 13 стандартных размеров, возможен также пошив по фигуре.
— Как получилось, что вы начали работать в сфере инноваций?
— Был объявлен конкурс среди новгородских швейных производств, и мы получили предложение попробовать сделать костюм на своем предприятии. Я сразу решила: мы будем в этом участвовать. Костюм для детей с ДЦП выглядит так же, как и обычный спортивный, и шьется по похожей схеме. Над первой моделью мы работали три недели — подбирали цвета, консультировались со специалистами. После того как костюм был одобрен, начали готовиться к запуску производства. Уже полгода мы этим занимаемся. В декабре наш проект вошел в число победителей в городском конкурсе «Предприниматель года» в номинации «Лучшее предприятие в сфере инновационной и научной деятельности». Мы заняли второе место. Я думаю, членам жюри было довольно сложно оценить нашу работу: мы не презентовали свой костюм, не рассказывали о нём. Были только выдержки из статей, из новостных сюжетов.
— Планируете развивать ещё какое-то направление?
— Мы только что внедрили новую ветку, тоже медицинского характера, — отшиваем чехлы для вертикализаторов. Это такие специальные опоры для детей с ДЦП, помогающие ровно стоять. К сожалению, не все дети могут подолгу оставаться в вертикальном положении, но это необходимо для нормальной работы внутренних органов. Тут на помощь и приходят вертикализаторы. К слову, наш проект — своего рода импортозамещение. Сейчас в России по большей части закупаются датские вертикализаторы. Они в разы дороже отечественных. Мы стараемся делать модели на максимально высоком уровне, чтобы они были не только качественными, но и красивыми. Для меня очень важна визуальная сторона, и я хочу, чтобы ребенку было приятно работать с нашим оборудованием.
— Ваши коллекции спортивной одежды тоже получаются красивыми и яркими. Как вы их придумываете?
— Всё начинается с вдохновения. Конечно, я слежу за тенденциями моды, чтобы быть в духе времени, присматриваюсь к именитым дизайнерам. Мне интересно, что происходит в индустрии красоты. Но, кроме того, источником вдохновения может стать какой-то интересный фильм или просто прогулка. У нас есть коллекция с тропическими птицами, идею которой подсказала сама природа. Для меня придумать что-то всегда было легко, потому что вокруг нас много всего необычного, и это может стать толчком к творчеству.
— На что вы всегда обращаете внимание, стараетесь учесть при создании одежды?
— Я обращаю внимание на качество швов. Они должны быть ровными, крепкими. Спортсмены — люди активные, а я хочу, чтобы одежда служила им долгое время. Еще один важный момент — ткань. Когда мы только начинали, заказывали в разных странах, и случались разочарования. Пришлось перепробовать очень много вариантов, прежде чем мы нашли поставщика, который всех устроил. Сейчас мы работаем с Италией. Нам всегда высылают образцы ткани, чтобы мы могли ее протестировать.
— Ваши заказчики — это люди в основном из Новгорода или из других городов?
— По Новгороду мы продаём очень мало, в основном ориентируемся на Россию. Сейчас у нас есть точки продаж и представительства в пяти городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Социальные сети, развитая система логистики упрощают нашу работу, облегчают связь производства и клиентов. Мы уже отправляли свою продукцию в самые отдаленные уголки России и намерены продолжать это делать.
— То есть в Великом Новгороде удобно вести дела?
— В целом — да. Я чувствую поддержку со стороны администрации и не склонна жаловаться на сложности. Конечно, хотелось бы каких-то налоговых послаблений для сферы малого бизнеса, и в особенности — для начинающих предпринимателей, потому что на первых порах приходится непросто. Но в целом, повторюсь, нельзя сказать, что мы брошены на произвол судьбы. Я не раз обращалась за советом и всегда получала профессиональную помощь. Так что, мне кажется, если есть какой-то вопрос, не стоит отсиживаться и молчать, лучше попросить о поддержке, о консультации. И администрация города, и предпринимательское сообщество готовы выручить.
— Можете дать совет тем, кто тоже хотел бы попробовать себя в аналогичном бизнесе?
— Швейное производство — довольно трудоемкая отрасль, но если есть желание, огонь в глазах и вы готовы тратить на любимое дело всё своё время, конечно, стоит хотя бы попытаться. Начинающим дизайнерам я бы посоветовала не запускать сразу производство, а отшить несколько моделей, попробовать их продать и посмотреть, насколько людям это может быть интересно, готовы ли они платить за такую работу.