Время, проведённое за рукоделием, должно помочь родителям и детям стать ближе
Бизнес Людмилы КУЗЬМИНОЙ — во всех смыслах семейный. В работе ей помогает муж, а наборы для шитья кукольной одежды, которые она выпускает, предназначены для мам и их дочек. Сейчас Людмила вспоминает: когда она делала выбор, чем хочет заниматься, толчком к принятию решения послужила нереализованная детская мечта.
— Когда-то очень давно, когда мне было лет шесть, мы с родителями переехали, и я пошла в новый детский сад. Там воспитательница учила девочек вязать одежду для кукол. Я была новенькая, это был последний год в садике, и я очень хорошо помню, как она мне сказала: «Времени мало, учить тебя долго, я не буду этим заниматься». И около года я наблюдала, как девочки сидели кружком и что-то делали. Я тоже во что-то играла в это время, но всё-таки мне было завидно, мне нравились маленькие кофточки, которые они вязали. В итоге вышло так, что это детское нереализованное желание нашло воплощение во взрослой жизни.
— Вы выросли и стали заниматься рукоделием?
— Да. Хотя я филолог, а второе высшее у меня психологическое. Около шести-семи лет я активно ходила на занятия к Ольге Михайловне Олонцевой, в её студию «Традиционная кукла». Мне очень нравилось, но всё-таки я поняла, что я недостаточно художник для того, чтобы делать авторские куклы. При этом мне всегда интересно было заниматься именно одеждой. Я что-то постоянно шила, вязала для себя, пусть и по мелочи, как все женщины. Когда я уходила с наемной работы, четко понимала, что устала от чужих проектов и хочу делать что-то своё, сама за всё отвечать.
— Вы сразу стали выпускать именно швейные наборы?
— Когда я только стала предпринимателем, первая моя идея была связана с продажей сувениров и подарков ручной работы. Я работала с другими авторами, специализировавшимися на разных техниках, в числе которых были валяние из шерсти и батик. Но пытаясь собрать это воедино, я поняла, что у меня не получается. Возникло много нюансов, которые мне было сложно увязать. Тем более я не продавец. Мне проще придумать новый продукт, это мне ближе и лучше получается, чем заниматься продвижением. Поэтому в конце концов я поняла: надо делать что-то своё. Это был мозговой штурм. Мы с мужем уехали на Валдай, несколько дней жили там, гуляли по лесу и думали, что мы будем делать. В результате появился проект, которым я занимаюсь до сих пор.
— Что было после того, как вы придумали идею?
— Я пошла в университет, на кафедру дизайна костюма, и сказала, что я предприниматель и хочу нанять специалиста, который помогал бы мне в том, чего я не понимаю. Я ведь не конструктор одежды. Откликнулась девушка. Она загорелась идеей и долгое время помогала мне с выкройками первых платьев и комбинезонов. Так постепенно была создана линейка моделей. Сейчас у нас шесть флисовых комбинезонов и шесть хлопковых платьев. Главный мой принцип — чтобы всё было просто, чтобы клиентка, чьи навыки шитья исчерпываются уроками труда в школе, могла вместе с дочкой сделать одежду для куклы. В наборы, которые я продаю, входят бумажные выкройки, маркеры по текстилю. Мы тестировали наш продукт с помощью мам и детей и поняли, что уровень сложности для них приемлем.
— Ваши наборы должны помочь мамам и дочкам проводить больше времени вместе?
— Да. Я как психолог и мама троих детей могу сказать, что это очень важно. Для матери это шанс по-другому построить отношения с ребенком. Замечали, что воспитатели и няни в детском саду очень много знают о семьях детей? Это в том числе благодаря тому, что они видят, как ребенок играет. Если девочка кричит на куклу, наказывает её, значит, так с ней поступают дома. Если она, наоборот, наряжает её как принцессу, значит, и дома её балуют. Ребенок впитывает то, что происходит вокруг него. В процессе совместной игры можно узнать об этом, если наблюдать за ним и вовремя задавать вопросы. Просто разговаривая с ним, можно вселить уверенность, помочь преодолеть страхи. К тому же попробовать что-то сшить для куклы просто. Нет большого расхода ткани. Часто родители говорят: «Я не буду покупать тебе хорошую ткань на фартук или на юбку, ты испортишь, это перевод денег». А с моим набором у мамы будет возможность убедиться, что у дочки всё получается, помочь ей и потом уже переходить на более сложные модели.
— Вы говорили, продвижение — это не ваше. Но всё-таки заниматься им приходится?
— Конечно. Я училась работать с сайтами, с соцсетями, но я понимаю, что лучше нанять для этого отдельных специалистов. Если мы хотим создать эффективное предприятие, а мы этого хотим, должен быть отдел, который занимается продажами. Обучение помогло мне сформулировать, чего я хочу от людей, которых нанимаю. К сожалению, пока опыт был неудачным, и мы в поиске своего человека. А тем временем я налаживаю связи с электронными площадками, которые сами делают рекламу, продвигают себя. Наша задача — выставить на них качественный товар и правильно его описать. Сейчас мы подписываем договор с сайтом «Хобби экспресс». Это новый ресурс, который только набирает популярность. Компания занимается платежами, чеками, а мы по итогам месяца будем получать определенную сумму на счет. Так мы сможем наращивать объем продаж, не отвлекаясь на продвижение, нанимать нужных специалистов. В январе, я надеюсь, мы подпишем договор с еще одной площадкой — Wildberries.
— А как вы получили грант от Новгородского фонда развития креативной экономики?
— Это было довольно просто. Я обратилась в фонд, узнала, как делается заявка, и в апреле этого года мы получили грант. Нам сразу дали деньги, возможно, потому, что у нас уже был готовый продукт и было понятно, какая конкретно помощь нам нужна. Нам требовалось поменять упаковку наборов. Предыдущая версия была сделана, что называется, на коленке. Мне дали контакты дизайнера, который мог помочь, и мы начали с ним сотрудничать. Благодаря гранту мы смогли расплатиться за переупаковку и на оставшиеся деньги заказали наклейки для коробок, итальянскую бумагу, которую мы вкладываем внутрь наборов. Подача товара очень важна, и за счёт гранта мы с этим разобрались.
— Вы упомянули, что хотите создать своё предприятие...
— Да, это так. Сейчас мы с мужем работаем вдвоем. Я занимаюсь всем, что связано с тканью, он — упаковкой и логистикой. Когда пойдут уже более активные продажи наборов в новой упаковке, надеюсь, штат расширится. Дети пока не особенно вовлечены в семейный бизнес, но я думаю, если всё получится, как мы хотим, они тоже подключатся. Мы рассчитываем создать для начала небольшое предприятие, которое будет делать швейные наборы.
— Уже определились, что надо сделать в первую очередь?
— Наша цель на ближайшее время — выйти на интернет-площадки, начать более массовые продажи. У нас есть свой интернет-магазин, но нет бюджета на рекламу. Поэтому мы хотим воспользоваться чужими возможностями для продвижения. Следующий этап — это уже создание собственных кукол. Сейчас достраиваем свою мастерскую, и в начале следующего года она должна быть готова. Хотим закупить швейное оборудование. Этим летом мы познакомились с представителями художественной академии, где обучают народным промыслам. У них есть отделение кукольников. Хотим брать их студентов на практику и создать свои куклы. Их можно будет продавать вместе с одеждой, чтобы мама, покупая набор для шитья, не думала, на какую куклу налезет платье, а сразу знала, кому оно подойдет. Я очень рассчитываю на то, что в апреле мы уже начнем работать со студентами.
— А новые модели одежды для кукол выпускать планируете?
— Мы хотим сделать сезонную одежду, дать девочкам понимание, что есть комплекты для зимы и они тоже могут быть красивыми, что не стоит ходить в капроновых колготках зимой, надеясь хорошо выглядеть. Плюс мы планируем выпускать праздничную одежду для кукол, спортивную, чтобы девочки учились искать свой стиль и понимали, что с чем сочетается, что идет именно им. Да, можно надеть гипюровую юбку с кедами, и на девушке, которая сможет такое обыграть, эти вещи будут смотреться интересно, но при этом другой, которая скопирует этот образ, он вообще не подойдет. Поэтому важно, чтобы девочки имели представление о разных стилях одежды и о том, как подбирать себе наряды.