В умелых руках кукла не только превращается в красавицу, но и приносит создателям хороший доход
Елена ФРОЛОВА — мастер по росписи матрёшек. Её кукол заказывают в Японии, Китае, Франции, Германии, США, Норвегии, Мексике, Австралии, ну и, конечно, в России.
— Мне повезло. В третьем классе родители отдали в экспериментальный архитектурно-художественный лицей — был в Новгороде такой. Мы в разных школах учились, но по специальной программе. Помимо общеобразовательных дисциплин каждый день ещё были рисунок, композиция, МХК, прикладное искусство, скульптура, архитектура, — рассказывает Елена. — После 9 класса почти все поступили в многопрофильный колледж НовГУ, потом я окончила наш университет по специализации «Художественная и пластическая обработка материалов». Ещё студенткой начала подрабатывать, расписывая для торговцев сувенирами ложки и башенки. В 2002 году увидела объявление, что требуются мастера по матрёшкам. Вот с тех пор ими и занимаюсь.
В её квартире на полках они словно позируют: в разных цветовых гаммах, улыбчивые и серьёзные, задумчивые и игривые. Вот русская красавица с жар-птицей на руках, а вот рассказчицы сказок — на них и Алиса с Чеширским котом, и Щелкунчик, и Снежная королева, и новгородский Садко, и другие персонажи волшебных историй.
— Да, тематические сюжеты пользуются популярностью. К Новому году всегда заказывают Щелкунчика, рождественские мотивы. У коллекционеров бывают особые запросы, так, например, изображала Филиппка из рассказа Льва Толстого, а ещё делала роспись по знаменитой картине Густава Климта «Поцелуй», — продолжает Фролова.
По заверению мастерицы, матрёшка — самая известная во всем мире кукла, поэтому и география заказов такая широкая. Елена говорит, что в последние месяцы, из-за коронавируса, количество заказов несколько сократилось, поэтому-то в квартире собралась целая коллекция Матрён. Обычно эти расписные красавицы дома не задерживаются.
Самый большой набор матрёшек, который расписывала Елена Фролова, состоял из 30 кукол, размеры которых были от 4 мм до 50 см.
Художница переключалась и на другие материалы — работала с кожей, тканью и даже сама шила кукол, но каждый раз вновь возвращалась к своим матрёшкам. Теперь даже не помышляет «изменять» и занимается только ими одними.