или Почему сувенир должен быть не только красивым, но и полезным
Мыловарением рушанка Светлана МУРОМЦЕВА увлеклась больше десяти лет назад, когда увидела, как подруга химичит, чтобы получить натуральное мыло. Неменьшее впечатление тогда на неё произвели красивые баночки с разными приятно пахнущими эфирными и базовыми маслами — основными ингредиентами для изготовления продукта. В этом занятии Светлана увидела, как могут переплетаться фантазия и химическая реакция.
Впрочем, ей хотелось, чтобы её мыло обладало ещё и полезными для здоровья свойствами. Поэтому она стала наполнять его натуральными антиоксидантами в виде экстрактов трав и других природных компонентов.
В общем-то, эксперименты Светланы в мыловарении оказались вполне удачными. О том, какой подарок сделать друзьям и коллегам на праздники, больше не ломала голову. Возможно, это мыльное творчество для неё так бы и осталось на уровне приятного хобби, если бы она несколько лет назад не устроилась на работу в музей-реконструкцию «Усадьба средневекового рушанина», где воссоздана стародавняя технология выпаривания из минеральной воды соли. Вот Муромцева и подумала, а почему бы не добавить в процесс мыловарения исконно старорусскую нотку. В музее её предложением заинтересовались.
— Чтобы работать в Усадьбе, надо знать историю Старой Руссы, — рассказала Светлана. — Издревле старорусскую соль не только употребляли в пищу, но и применяли в лечебных целях, использовали в банях. Но в больших количествах она может принести и вред. Как известно, всё хорошо в меру.
Методом проб и ошибок она нашла рецепт, чтобы получался аккуратный брусочек мыла с солью. Потом появилось и мыло с голубой ильменской глиной. Всего для натуральной линейки ей удалось разработать пять видов мыл, последнее — с хвойным экстрактом.
За два года изделия Муромцевой настолько полюбились туристам и гостям Старой Руссы, что они стали одними из самых популярных сувениров. Более того, «Соляное мыло со старорусской солью» от Усадьбы средневекового рушанина в этом году заняло первое место в номинации «Сувенир города» всероссийского конкурса «Туристический сувенир».
К слову, соляное твёрдое косметическое мыло прошло сертификацию соответствия Европейского экономического союза.
Пользуется спросом и серия «Примечательности Старой Руссы» — коллекция мыльных изображений, среди которых памятник Достоевскому, Воскресенская церковь, Соборная площадь и прочее, с чем ассоциируется город. Как считает умелица, они могут стать достойной альтернативой традиционным сувенирам.
В прошлом году, когда из-за коронавируса туристическая отрасль погрузилась в серьёзный кризис, Светлане Муромцевой пришлось уволиться из музея. В тот период её продукция практически не продавалась. Сейчас она снова востребована и реализуется в сувенирных лавках Старой Руссы и Великого Новгорода.
— Моя ниша в сувенирном бизнесе — производство натурального и полезного мыла. Я стараюсь не стоять на месте. Разрабатываю новые рецепты. У меня есть дополнительная работа, график которой мне позволяет заниматься мыловарением. Но если бы он меня не устроил, то я полностью посвятила бы себя своему любимому делу, — призналась Муромцева.