В его истории бизнеса был период, когда он думал, что к швейному производству уже не вернётся. Но…
С Игорем Фроловым, владельцем небольшого швейного производства и бренда Northwestfur, под которым продавались качественные зимние парки собственной модели, мы познакомились пять лет назад. Интервью с предпринимателем и стало первым материалом проекта НВ «Моё дело». Сегодня героями этой рубрики газеты стали более 120 новгородских предпринимателей, а сам проект отмечен наградами ряда федеральных журналистских конкурсов. За пять лет бизнес Фролова претерпел значительные изменения — от небольшого швейного цеха до полноценной фабрики. И нет, он не развился — он переродился. Но неизменным осталась маркировка продукции «Сделано в Великом Новгороде».
— Игорь, пять лет назад ты выпускал качественные зимние парки, известные на территории от Европы до Якутии, их рекламировали фотографы National Geographic, путешественники и участники известных авторалли. Что за это время произошло с твоим бизнесом?
— Я допустил ошибку: много времени тратил на качество и усовершенствование продукта, но не уделял должного внимания продажам. А производство требует постоянных затрат. Вот и пришлось фактически отдать готовый бизнес за долги. Цех был небольшой, на пять рабочих мест. В месяц отшивали от 50 до 100 курток. Это был небольшой объём.
— И ты продал своё производство. Вместе с брендом?
— Не продал, отдал за долги. Была договорённость, что новые владельцы могут шить под этим брендом. Теперь это Versta.
— Но сейчас у тебя новое швейное производство, новые бренды и несравнимые с прошлыми объёмы производства.
— Был период, когда я думал, что к производству курток уже не вернусь. Но ко мне приходили мои клиенты, с которыми я работал ранее, хотели разместить заказы.
— Твоя продукция оставалась востребованной?
— Да, и у розничных, и у корпоративных покупателей. Они хотели именно тот продукт, который делал я. Поэтому стал размещать свои заказы на стороннем, но ранее знакомом мне производстве в Санкт-Петербурге.
— Но уже под другим брендом?
— Да, я продавал продукцию под новым брендом Rivernord. И в один прекрасный момент мне поступило сразу два предложения. Один инвестор предложил вложить деньги в производство, а другой — именно в бренд.
— Эти люди тебя ранее знали?
— Да. На протяжении 10–15 лет я работал с этими бизнесменами как рекламщик. У меня до сих пор есть агентство, которое делает сайты и рекламу. Я рассказал им, почему больше нет моего швейного производства. Они раньше куртки у меня покупали и другую одежду заказывали. Вот и предложили всё возобновить. С другой стороны, пришёл российский бренд SHU, которому был нужен производственник.
— Ранее они свою продукцию отшивали в Китае?
— Они до сих пор большую часть отшивают в Китае. Но для российского рынка.
— Насколько велики объёмы вашего нового производства в Великом Новгороде? Если это не коммерческая тайна.
— Нет, это не тайна. Мы отшиваем для SHU и других заказчиков от 500 до 1000 изделий верхней одежды и от 3000 до 4000 трикотажных изделий в месяц: футболки, платья, лонгсливы. Большой ассортимент. Сейчас у них даже выросли продажи.
— Почему часть производства они перевели в Россию?
— Порядка 11 тысяч своих изделий они продавали в Европе: Германия, Скандинавия и т.д. Была мысль сократить путь продукции. Новгород для этих целей подходит.
— А были у них вопросы по качеству?
— Несмотря на более дорогое производство здесь у нас практически нулевой процент брака. В Китае он достаточно высок. Есть разница даже в одном и том же продукте: между «пошито в Великом Новгороде» и «сделано в Китае».
— То есть сейчас в нашей торговой сети есть одни и те же изделия, сшитые в Великом Новгороде или в Китае?
— Да, и люди предпочитают нашу продукцию. Особенность российского производства: качественный пошив, но очень сложно добиться большого объёма. Всё упирается в производительность труда. Сколько занимаюсь бизнесом, всё время в это упираюсь.
— Сейчас вы стремитесь нарастить объёмы производства?
— События развиваются очень стремительно. Быстрее, чем мы рассчитывали. Это, конечно, хорошо. Но управлять производством, на котором работают уже 25 швей, или же, как ранее, пять — огромная разница. Производство запускается с нуля за два года. В ноябре 2021 года я пришёл в пустое помещение с голыми стенами, где не было даже светильников. А в феврале 2022-го мы уже начали что-то шить. Объёмы пошли с конца весны — начала лета.
— Начинали вы в одних экономических условиях, а работаете уже в других.
— Когда мы запускались, то опасались, что опять будет ковид. А когда началась СВО, мы уже ничего не боялись. Мы — производство, мимо нас не пройдёшь. Берём кусок ткани, который никому, кроме нас, не нужен, и делаем куртку, которая нужна всем. Из цепочки выпали продавцы, люди пошли напрямую к нам. Есть даже новгородские компании, которые закупили одежду для своих сотрудников. Сразу и много.
— То есть берёте заказы на пошив корпоративной одежды?
— Да. Есть спрос. В большинстве случаев это универсальные вещи.
— На вашей фабрике делают одежду для двух брендов — SHU и Rivernord. Под последним ты хочешь выпускать свою линейку курток?
— Куртки Rivernord мы сейчас уже ставим на поток. Они сложные, но это другая практичность и другая ценовая категория. SHU — это молодёжный бренд, это городская одежда. А мои куртки ценят в Якутске и Сибири.
— Будете расширять производство?
— Да. Ближайшие год-два будем увеличивать количество швей. Коллектив нарабатывается постепенно. Это норма. По плану к лету хотим делать до 5 тысяч трикотажных изделий в месяц. Пока работаем неспеша. Но ищем новое, более просторное помещение.
— То есть ты ясно видишь свой дальнейший путь?
— Это производство, которое появилось около года назад. Оно работает, и у него есть перспективы роста. Нелегко, но всё по плану и без государственной помощи. Я привлёк в Великий Новгород деньги двух инвесторов: из Санкт-Петербурга и Москвы. Мы работаем, планов много.