Девять лет назад питерский музыкант Сергей Валов перебрался в деревню под Окуловкой и стал пчеловодом-любителем
Незаурядная личность, в далёком прошлом студент Уфимского училища искусств (гитара, перкуссия, вокал), основатель группы «Шаманада», хотя, по выражению самого Сергея, «звездой не стал, но в рок-энциклопедию Андрея Бурлаки попал», Валов и в своём увлечении пчеловодством своеобразен.
— Я в принципе мечтал к пенсии перебраться к земле поближе, — рассказывает пасечник. — Случайно в гости приехал друг, рассказал о деревне в Окуловском районе, и я рискнул поехать.
Первые два года Валов искал занятие по душе и, наконец, определился — всерьёз занялся пчеловодством. По совету опытных знакомых, чтобы не вкладывать большие средства на первоначальном этапе, Сергей начал с изучения и постройки домика для пчёл своими руками.
— Я изучил существующие виды ульев — рут, дадан, аббата Варрэ, альпийские ульи — и выбрал подходящий для себя десятирамочный дадан, — рассказывает Сергей. — Но мои первые ульи, вмещающие до шести семей, были деревянными, корявыми и очень смешными.
Зато процесс увлек, появились навык и желание сделать все домики одинаковыми, чтобы гармонировали друг с другом. Так постепенно на пасеке Валова выросло около трёх десятков ульев. Правда, большинство из них заселены так называемыми отводками — пчёлами, которые только в этом году вылетели роем из старого домика.
Эх, залётные!
Первая пчелиная семья у самого пасечника оказалась в буквальном смысле случайно. Сергей нашёл в лесу рой, перенёс пчёл к себе и, проштудировав литературу по пчеловодству, определил принадлежность насекомых к породе бакфаст.
— Видимо, кто-то прозевал маточники, — рассказывает Сергей. — Пчелы ведь размножаются роением — семья разрослась, дом не резиновый, надо строить новый. А если прозевал, что насекомым стало тесно, жди выхода роя.
Со старой маткой в поисках нового домика улетает половина семьи. Но не сразу пускается в дальний путь, а сначала пчёлы гроздью повисают на дереве, ждут, пока все соберутся, и только потом по внутреннему сигналу улетают.
— Надо успеть смочить такую гроздь водой из брызгалки, — делится секретами Валов. — Висят пчёлы на дереве, бывает, час. Как раз успеваешь принести роёвню (специальный ящичек) и аккуратно стряхнуть пчелиную гроздь внутрь.
Главное, как говорит пчеловод, чтобы матка оказалась внутри, тогда вслед за ней соберётся весь рой. Затем роёвню накрывают дышащей тканью и на пару дней помещают в прохладный подвал, чтобы прошла роевая спесь. И только потом успокоившихся пчёл заселяют в новый улей.
Бизнес или хобби?
Ульев на пасеке достаточно, однако не все они наполнены рамками с мёдом. Проблем и хлопот в этом сладком бизнесе достаточно.
Не дают спокойно жужжать труженицам-медоносам их враги. Например, шершни прямо на лету хватают зазевавшуюся пчёлку и с удовольствием лакомятся ею. От таких охотников Валов ставит ловушки, наполненные кислым вареньем.
— Пчёлы никогда не притронутся к кислому, а вот шершни и осы в такую западню попадают легко, — рассказывает Сергей.
Небезопасна для пчёл и зимовка. Хотя, по мнению Валова, зимующие в ульях на улице насекомые погибают только от недогляда или от вредителей — клещей. От них тоже делается защитный барьер — полоски, пропитанные эфирными маслами.
Для Сергея пчеловодство больше похоже на хобби, чем на бизнес. Как говорит пасечник, многие думают, что дело это не слишком хлопотное — поставил улей, завёл пчёл, качай мёд и богатей! На самом же деле, по словам Валова, в наших краях пчёлы много мёда не приносят. Основной получается с разнотравья, он богат своим витаминным букетом, интереснее, ведь весь вкусовой и полезный спектр пчёлы несут в один медовый состав.
В этом году из-за холодной весны майского мёда было очень мало. А финансово в любом случае приходится вкладываться — и в покупку инвентаря, и в медогонки. У некоторых желающих заработать на медовом деле охоту отбивает первый тесный контакт с пчёлами — аллергия от укусов не располагает к энтузиазму пчеловодства.
Давайте жить дружно
В вопросе добрососедских отношений с пчёлами, точнее, с соседями по деревне, Сергею повезло: все уживаются в мире и согласии с жужжащими жильцами даже при отсутствии забора, хотя его строительство есть в планах.
Сергей Валов говорит, что порода пчёл сама по себе у него мирная. А для проверки на профпригодность к сладкому делу у Сергея Валова есть свой секрет: он советует попробовать посадить пчелу на руку, дать ей укусить, посмотреть на реакцию и только потом решить, настолько ли сильна любовь к пчеловодству.
Одним словом, жизнь пасечников только на первый взгляд кажется мёдом, но если это занятие пришлось по душе, то увлекает оно всерьёз и надолго.