Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Светлана Иванова

Выход из безмолвия

Нейропсихолог Инна Евстифеева помогает особенным детям познавать мир и искать пути взаимодействия с ним

На основе накопленных знаний нейропсихолог Евстифеева создаёт собственные методики и наглядные пособ

На основе накопленных знаний нейропсихолог Евстифеева создаёт собственные методики и наглядные пособ

Фото: из архива Инны ЕВСТИФЕЕВОЙ

Инна Васильевна всю свою жизнь посвятила детям, многие из которых нуждаются в особенном подходе для адаптации в обычной жизни. Более 20 лет дипломированный дефектолог Евстифеева проработала в боровичском детском доме, после закрытия которого перешла в детский сад, а затем открыла собственное Коммуникативное мобильное агентство «Комарик».

Агентство предлагало педагогические коррекционные услуги и занятия народным творчеством. Самостоятельно написав первый грант, Инна Евстифеева получила финансовую поддержку от государства, и «Комарик» деятельно «зажужжал». Вместе с мамами малыши учились познавать мир и искали пути взаимодействия с ним. Потому что для многих обычная жизнь в силу личных особенностей оставалась практически недостижимой. Например, неговорящий и малоподвижный ребенок мог бы остаться непонятым окружающими, кроме самых близких людей и педагога. Но Инна Васильевна помогает ему не просто освоить глобальное чтение, но и показать свои знания.

— Глобальное чтение — метод обучения чтению, при котором ребёнок воспринимает написанные целиком слова, словосочетания и короткие предложения зрительно и на слух, — объясняет педагог. — Но при этом сам малыш говорить не всегда может в силу разных особенностей физического развития.

Цель метода — научить ребёнка самостоятельно выводить технологию чтения любых слов и текстов на основе обработанной мозгом информации. Для этого необходимы занятия со множеством заданий, развивающих фантазию, логику, образное мышление. И в разработке таких методик Евстифеева, сама обладающая безграничной фантазией, явно преуспела. Огромный педагогический опыт и понимание, что практически к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, мотивируют Инну Васильевну создавать и собственные методики на основе накопленных знаний. Например, много лет назад, узнав об ароматерапии как инструменте для развития мозга, Инна разработала индивидуальный план для собственного сына, а сейчас так же точечно подходит к занятиям с другими ребятишками.

— Я и сама по природе «нюхач» и «слухач», — улыбается педагог. — Если меня не устраивает тон голоса собеседника, я вежливо уклонюсь от общения. Такой внутренний камертон есть у всех, но он по-разному развит и настроен.

Видишь, чем пахнет?

Камертон Евстифеевой интуитивно чувствовал, что зрительное восприятие предмета, написанного слова и запах — звенья одной мозговой деятельности. Это ощущение требовало теоретической платформы, и Инна выучилась на нейропсихолога.

— На занятиях родители сначала отнеслись с непониманием к происходящему, — рассказывает Инна Васильевна. — Дескать, нам нужна речь, ребёнок не говорит, а вы с ним нюхаете зачем-то.

Приходилось объяснять взрослым, что умение узнавать, соотносить запах — сильнейший сенсорный инструмент. А это те ощущения, которые дают сигнал мозгу. Определённые отделы мозга распознают этот сигнал, возникает эмоциональный отклик, далее — образ, и появляется стойкая связь между запахом и реакцией. А какой будет реакция, мы можем проанализировать, даже предсказать в некоторых случаях и направить эту реакцию на возникновение той или иной функции. В том числе речи.

Такие пояснения Инна Евстифеева доносит и через собственные статьи, в которых пишет, что «обоняние — это сложная познавательная деятельность, а обонятельная чувствительность — способность ощущать и воспринимать пахучие вещества как запахи (хеморецепция). Нейроанатомические и нейрофизиологические связи обонятельного анализатора с лимбической системой и другими структурами мозга, ответственными за эмоции, указывают на принципиальное взаимовлияние обоняния и эмоционального поведения.

Именно поэтому нарушения обоняния различного генеза тесно связаны с эмоциональной сферой и способны приводить к появлению стойких негативных эмоций, повышенной тревожности и депрессии».

— Для меня самой когда-то стало открытием, что единственная информация, которую хранит мозг на протяжении всей жизни, — это информация о запахах, — делится дефектолог. — В жизни часто бывает так: уловили запах и вспомнили место, в котором были лет 10 назад, «услышали» аромат духов и вспомнили маму.

На занятиях с ребёнком педагог кладёт перед ним картинку с написанным печатными буквами словом, предмет, который обозначает это слово, и даёт понюхать ароматизатор (а лучше естественный запах, например хлеба, апельсина, перца или огурца), вынуждая мозг формировать полноценную картинку, связывающую написанное, зрительный и обоняемый образы. Лето, как считает Инна, — лучшее время для знакомства с запахами, подключения обоняния для развития. Сама она много экспериментировала с запахами, искала разные ароматы, покупая специальные аромалото (есть и такие игры), но, увы, разочаровалась. В наборе оказались хороши только картинки, а запахи на основе синтетических составляющих лишь исказили ощущения. Идеальными материалами, по мнению нейропсихолога, являются натуральные, и сейчас как раз самое время для изучения окружающего мира с помощью ароматов.

Научить жить в обычном мире

Проработав совсем немного, «Комарик» закрылся, так как в одиночку оказалось невозможным и проводить занятия, и вести отчётность. Но Инну Евстифееву с удовольствием приняли в команду специалистов по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр в петербургском центре «Развивающих игр Воскобовича». Став штатным сотрудником Центра, Евстифеева открыла кабинет для занятий и по-прежнему помогает боровичским малышам, при необходимости выезжая в столицу на семинары.

— Совмещать работу с детьми, бумагами и отчетностью в Интернете я не хочу, поэтому предпочитаю работать очно и на результат, — говорит Евстифеева. — Сама пишу планы — детские и взрослые — индивидуально под каждого ребенка и родителя. Строго индивидуальны и сами уроки, ведь работать «на потоке» просто невозможно. А после каждого занятия мне нужен минимум час на восстановление, и не только порядка в кабинете, но и собственной внутренней энергии.

Поэтому учеников у Евстифеевой немного. Но адаптирует к миру она с коллегами даже самых сложных ребятишек. Для человека, как считает Инна Васильевна, важны не столько учебные навыки, сколько жизненные. Поэтому детей учат общаться с внешним миром так, чтобы их понимали не только близкие родственники и педагог, но и люди, которые впервые видят ребенка. Такая работа требует много времени и энергии от всех: самого педагога, малыша и его родителей. Поэтому важно придерживаться и собственного режима дня ребенка. Некоторые родители не понимают, что внутренний ресурс малыша к вечеру исчерпывает себя и после детского сада ребенок уже не способен заниматься, а перегрузками можно просто сломать нервную систему детей. К тому же уставший организм ничего не усвоит. Эти факторы Инна Евстифеева тоже учитывает и подбирает варианты занятий в выходные дни.

Прежде чем начать курс, Евстифеева проводит диагностику с помощью специально разработанного «диагностического чемоданчика» с набором самых разных предметов для мелкой моторики, причем для каждого возраста комплектация различается. Такой чемоданчик Инна создала совместно с психологом из Тюмени.

В числе собственных разработок и пособия с любимыми трафаретами, включающими игровой материал, — самому склеить кубик, бросая который, выбрать необходимую фигуру, раскрасить при желании. Картинки несут и смысловую нагрузку. Например, нарисованный папа, поднимающий штангу, доносит до малыша образ сильного и надёжного защитника в лице главы семьи (педагог предлагает использовать такой сюжет даже в качестве поздравительной открытки для пап). Сейчас в издательстве находится специальная книжка детских стихов. Конечно, полиграфия требует привлечения профессиональных художников и к ним у Евстифеевой только одна просьба — сохранить ребячливость и «дурачливость», чтобы учиться было весело и интересно.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Из трофея в произведение

Из трофея в произведение

Чем кандидата биологических наук Александра Порохова из Великого Новгорода покорили бобры и… таксидермия

19.11.2025 | Моё дело

Новгородский Крым

Новгородский Крым

У себя на участке фермер Дмитрий Богачёв выращивает виноград, лаванду и острый перец

08.10.2025 | Моё дело

Бизнес-план её жизни

Бизнес-план её жизни

О том, как новгородский бухгалтер стала волотовским цветоводом и фермером

24.09.2025 | Моё дело

Шахматный «Талант»

Шахматный «Талант»

Дария Клецко из Боровичей на средства соцконтракта реализует проект «Детский шахматный клуб «Талант»

24.09.2025 | Моё дело

Дорогу осилит бегущий

Дорогу осилит бегущий

Новгородский тренер занимается бегом с подопечными из Благовещенска, Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга и Омска

10.09.2025 | Моё дело

Формула успеха

Формула успеха

Два молодых педагога из Великого Новгорода сначала организовали клубное пространство для детей и подростков, а потом и общественную организацию

06.08.2025 | Моё дело

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА