Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Красота в руках

Рукодельница Августина Маркова из посёлка Пролетарий более 70 лет увлечена плетением на коклюшках

До выхода на пенсию Августина Павловна передавала ученикам своё мастерство.

До выхода на пенсию Августина Павловна передавала ученикам своё мастерство.

Фото: из архива НТ

У неё очень необычное имя — Августина. А она лишь пожимает плечами: там, откуда она родом, — в местности между Уторгошью и Порховом — до войны нередко так называли девочек. Хотя с улыбкой сообщила, что бывали ситуации, когда её имя производило впечатление. На танцах её подружка Валя представлялась кавалерам как Марго, а ей ничего и придумывать не надо было.

Удивительное у Августины Павловны и увлечение — более 70 лет она с помощью палочек-коклюшек плетёт из нитей узоры. Этот народный промысел из Вологды её покорил, когда ей было не больше 10 лет. Однажды увидела, как знакомая её бабушки ловко перебирала коклюшками. И словно по волшебству на специальном валике, набитом сеном, начинали появляться вилюшка (виляющий узор плетения), цветочек, квадратик.

— Ещё девочкой я научилась вязать, вышивать. Так тогда воспитывались дети — всё надо было уметь делать. После войны многие деревни сгорели, у людей ничего не осталось. Но женщинам хотелось свой быт сделать красивым, уютным. Вязали скатерти, салфетки. Вручную мяли, трепали лён, чтобы получить материал для рукоделия, — вспоминает она. — Моя мама с покоса обязательно приносила с собой букетик ромашек или клевера, чтобы в доме цветы были.

Когда объявили о войне, Августине было всего два года, а младшему братику — две недели. Перед приходом немцев в её родную деревню они вместе с мамой успели из неё выехать на телеге с лошадью. Укрылись в деревне, что находилась рядом с болотом. Туда оккупация не добралась. Жили в землянке, прятались от самолётов. Их звук в небе и после войны долгое время вызывал у Августины Павловны страх.

В первый класс она пошла в 1946 году. Школой стала построенная мужиками изба, разделённая на две комнаты. Стройка ещё не завершилась, а уроки уже проводили. На двух учеников выдавался один букварь. Но учиться очень хотелось. После просмотра фильма «Сельская учительница» все девочки в её классе захотели быть педагогами. И Августина тоже. Правда, сначала она выучилась на зоотехника. Односельчане даже агитировали её стать председателем колхоза, но она поступила в Новгородский педагогический институт.

После окончания вуза с дипломом преподавателя общественных дисциплин Августина Павловна по направлению оказалась в вечерней школе в Пролетарии. Здесь вышла замуж, родила двоих детей, преподавала, но несмотря на домашние хлопоты и профессиональные обязанности, плетение на коклюшках не бросала. Находила хоть немного времени, как она выразилась, «постукать коклюшочками». По её словам, самые звонкие — вырезанные из клёна.

Ремесло мастерица осваивала самостоятельно. Собирала журналы со статьями про кружевниц и их работы. Некоторый опыт ей удалось перенять от молодой женщины, окончившей вологодское училище, где обучают искусству кружевоплетения. Но получить новые навыки, усовершенствовать технику она смогла на заочных двухгодичных курсах в Москве.

А потом сама начала преподавать эту кружевную науку, требующую большой усидчивости и внимания. В Пролетарском училище вела кружок, в средней школе — факультатив.

— Для меня в кружевоплетении ничего сложного нет. Главное — подходить с настроением и выбирать для плетения натуральные нитки. Была у меня одна ученица, которая два года ходила ко мне на занятия, было видно, что старалась, однако работы не получались у неё, — сообщила мастерица. — Зато мой ученик Саша Степнов, ставший известным новгородским мастером росписи по дереву, схватывал всё на лету.

В 1990-е годы, когда экономические реформы привели к обеднению населения, её увлечение стало спасительным. Приносило семье стабильный доход. Свои изделия она отдавала одному коммерсанту на реализацию.

Невесомыми ажурными воротничками, пелеринами, манжетами, салфетками Августины Павловны можно любоваться долго. Она до сих пор с удовольствием плетёт на коклюшках. Говорит, что продолжает испытывать особую радость, когда снимает с булавок готовое кружево, — восторг неописуемый!

РЕКЛАМА

Еще статьи

Из трофея в произведение

Из трофея в произведение

Чем кандидата биологических наук Александра Порохова из Великого Новгорода покорили бобры и… таксидермия

19.11.2025 | Моё дело

Новгородский Крым

Новгородский Крым

У себя на участке фермер Дмитрий Богачёв выращивает виноград, лаванду и острый перец

08.10.2025 | Моё дело

Бизнес-план её жизни

Бизнес-план её жизни

О том, как новгородский бухгалтер стала волотовским цветоводом и фермером

24.09.2025 | Моё дело

Шахматный «Талант»

Шахматный «Талант»

Дария Клецко из Боровичей на средства соцконтракта реализует проект «Детский шахматный клуб «Талант»

24.09.2025 | Моё дело

Дорогу осилит бегущий

Дорогу осилит бегущий

Новгородский тренер занимается бегом с подопечными из Благовещенска, Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга и Омска

10.09.2025 | Моё дело

Формула успеха

Формула успеха

Два молодых педагога из Великого Новгорода сначала организовали клубное пространство для детей и подростков, а потом и общественную организацию

06.08.2025 | Моё дело

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА