Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

Из трофея в произведение

Чем кандидата биологических наук Александра Порохова из Великого Новгорода покорили бобры и… таксидермия

Александр Порохов увлечён таксидермией около 30 лет.

Александр Порохов увлечён таксидермией около 30 лет.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Вся профессиональная жизнь Александра Анатольевича ПОРОХОВА связана с изучением бобров, обитающих на территории Новгородской области. Об их повадках, особенностях строения тела, местах обитания он знает, пожалуй, всё. Чтобы исследовать бобров в естественной среде, прошёл не один десяток километров по лесам, болотистой местности, вдоль рек. Часто, чтобы увидеть их хатки, Порохов передвигался по колено в воде. Об этих полуводных животных он может увлечённо рассказывать часами. Заслушаешься.

Бобрятник со стажем

Ещё обучаясь в аспирантуре, Александр Анатольевич проводил экспедиционные работы по исследованию экологии этого животного в Приильменской низменности. Их итогом в 1999 году стала его успешная защита диссертации на соискание степени кандидата биологических наук. С улыбкой он сообщил, что биологи в своей профессиональной среде специалистов, которые изучают этих диких зверей, называют бобрятниками. Его интерес к бобрам возник в начале 1990-х годов, когда он поступил в Новгородский сельскохозяйственный институт и на одном из первых занятий преподаватель вуза профессор Евгений Николаевич Красильников предложил студентам вступить в зоологический кружок при кафедре биологических основ животноводства.

— Евгений Николаевич — мой первый учитель. Он-то мне и предложил три темы: провести на базе свинокомбината в Чечулине исследование результатов скрещивания дикого кабана и домашней свиньи; изучить популяцию пятнистых оленей, которые были завезены в нашу область в 1970-х годах; рассмотреть вопрос о биологии и хозяйственном использовании бобров. Эти животные испокон веков обитали на территории области, но были полностью истреблены в конце ХVIII века. Ценились их шкуры и мясо, которое было излюбленным продуктом питания многих новгородцев, особенно монахов, считавших, что бобры — это рыба. Поэтому не запрещали себе их есть. Дорого стоила и бобровая струя, которую использовали как лекарство от всех болезней.

По замечанию Александра Порохова, бобры отсутствовали в наших краях, как, впрочем, и по всему Северо-Западу России, два века. Восстановлением их численности серьёзно занялись в 1950-х годах.

Первая партия бобров, как выяснил Александр Порохов, состояла из 15 особей и была доставлена в Маловишерский район на реку Чёрную из Воронежской области, где был организован бобровый питомник.

А потом последовала целая серия переселений бобров. И уже к началу 1980-х годов они освоили все пригодные для себя участки нашей области. Их жилища фиксировались даже в заполненных водой воронках, оставленных авиационными бомбёжками времён Великой Отечественной войны в районе деревни Мясной Бор.

Вооружён и особо опасен

Теперь уже не редкость — встреча с бобрами даже в Великом Новгороде, на берегах Волхова и Веряжи.

— Многие ошибочно полагают, что в нашей области водится канадский бобр. А это не так, у нас обитает именно европейский. Причём если скрестить эти два вида, а внешне они практически одинаковы, потомства не будет, — пояснил зоолог. — Этот грызун вооружён и особо опасен. У него две пары мощных резцов оранжевого цвета. В детских игрушках бобров почему-то изображают с белыми. Нужно учитывать, что он может атаковать. Мне приходилось отлавливать бобров для научных целей. И чтобы он не смог укусить, его надо прижимать к земле со спины, поскольку у него не поворачивается голова. А жить они могут даже в сильно загрязнённых водоёмах. Мало кто подмечал, что их задние лапки имеют плавательные перепонки. Они оставляют на земле след, похожий на гусиный.

В настоящее время Александр Порохов занимается темой экологического влияния бобров на окружающую среду, в частности на новгородские леса, и говорит о необходимости регулирования численности этого зверя:

— Бобр выступает как вредитель новгородских лесов. Но не потому, что сгрызает деревья в качестве пищи. Здесь другая причина. В советские годы в регионе, как раз в Приильменской низменности, провели лесную мелиорацию, была создана система каналов. Благое дело. Но в магистральные каналы могут заселиться бобры и построить свои плотины. И если их не убрать, то через 2–3 года лес, о котором люди десятилетиями заботились, будет затоплен и пропадёт. Поэтому нужно, чтобы охотпользователи по-хозяйски обращались с восстановленными бобровыми ресурсами. Есть случаи, когда из-за строительной деятельности бобров разрушаются дороги. Но от созданного ими сооружения до размытия полотна трассы проходит как минимум год.

Запечатлеть момент

Именно бобры привели учёного к одному из главных его увлечений — таксидермии. Ещё будучи студентом, свои учебные практики Александр Анатольевич проводил на знаменитой бобровой ферме Воронежского заповедника. Там он познакомился с его сотрудником, таксидермистом Виталием Черемухиным. Прошло несколько лет, и под его наставничеством Порохов овладел азами этого ремесла.

Большинству людей становится грустно при виде чучел зверей и птиц. Но Александр Анатольевич объясняет:

— Я же ещё и охотник. И знаю, что многие охотники испытывают желание зафиксировать определённый момент их встречи с животным. Памятные трофеи, сохранённые благодаря таксидермии, позволяют эмоционально пережить ту конкретную ситуацию.

Порохов — автор более 100 работ, из которых самая маленькая — снегирь. Получаются у него лоси и медведи. По его словам, дело таксидермиста в чём-то похоже на дело хирурга. Нужно уметь владеть скальпелем, иголкой и прочими тонкими инструментами. Сама по себе манипуляция с плотью внешне выглядят непривлекательно. Но если врач благодаря операции спасает жизнь, то таксидермист на века сохраняет красоту.

Шкурный вопрос

Александр Анатольевич был отмечен дипломами на чемпионатах России, Европы и мира по таксидермии. Регулярно участвовал в школах по обмену опытом изготовления чучел. В одной из них познакомился с коллегой из Надыма, который потом выслал ему шкурки самки и самца тундряной белой куропатки. Порохов, поколдовав, расположил их в композиции взлёта — мига, когда чем-то встревоженные птицы вот-вот вспорхнут. Вышло эффектно и достоверно.

— Самое сложное у зверя сделать морду, а у птицы — голову. Нюансы композиции диктует материал. Стараешься максимально выжать его возможности, изобразить животное в динамической позе. Например, охотник выстрелом сильно повредил крыло глухаря. Тогда сделаешь его не развёрнутым, а сложенным, — пояснил Александр Анатольевич. — На чемпионатах таксидермисты соревнуются по трём категориям: «Начинающие», «Профессионалы», «Мастера». Мою первую работу — норку — эксперты оценили дипломом второй степени, что стало для меня счастьем. Чтобы её изготовить, потребовалось недели две. Сейчас я отношу себя к профессионалам. Мастером может считаться тот таксидермист, который не только умеет работать со шкурой, но и делать форму трофея, быть скульптором. В наши дни её изготавливают из пенополиуретана.

Таксидермия — ремесло востребованное. Нет проблем, чтобы найти химические растворы, антимолевые средства, комплектующие: искусственные глаза, когти, зубы. Она вышла на качественно новый уровень.

Людям нравится украшать дома своими трофеями. Как рассказал Порохов, бывает, что охотники годами ждут своей очереди, чтобы их добыча стала произведением. Добытые ими шкуры всё это время хранятся в консервированном виде в морозильной камере.

Скульптурная таксидермия, уверен Александр Анатольевич, даёт возможности, во-первых, для профессиональной реализации людям, увлечённым художественной резьбой, а во-вторых, позволяет тиражировать образцы наиболее искусно выполненных изделий.

Секреты ремесла и лайфхаки Порохов при себе не держит. Напротив, он говорит, что основы таксидермии надо включить в программу обучения работников лесного хозяйства, особенно охотоведов:

— Всем, кто работает в охотничьем хозяйстве, необходимо понимать, как поступать с добытым трофеем. В этом и будет заключаться бережный и рациональный подход к ресурсам. Им нужно знать и владеть технологией выделки шкур. Если охотник получит плохо обработанную шкуру, из которой полезет волос, он вряд ли снова обратится к тем, кто занимался для него организацией охоты.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Новгородский Крым

Новгородский Крым

У себя на участке фермер Дмитрий Богачёв выращивает виноград, лаванду и острый перец

08.10.2025 | Моё дело

Бизнес-план её жизни

Бизнес-план её жизни

О том, как новгородский бухгалтер стала волотовским цветоводом и фермером

24.09.2025 | Моё дело

Шахматный «Талант»

Шахматный «Талант»

Дария Клецко из Боровичей на средства соцконтракта реализует проект «Детский шахматный клуб «Талант»

24.09.2025 | Моё дело

Дорогу осилит бегущий

Дорогу осилит бегущий

Новгородский тренер занимается бегом с подопечными из Благовещенска, Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга и Омска

10.09.2025 | Моё дело

Формула успеха

Формула успеха

Два молодых педагога из Великого Новгорода сначала организовали клубное пространство для детей и подростков, а потом и общественную организацию

06.08.2025 | Моё дело

Красота в руках

Красота в руках

Рукодельница Августина Маркова из посёлка Пролетарий более 70 лет увлечена плетением на коклюшках

30.07.2025 | Моё дело

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА