Чем Марианна и Луис Альберто помогли читателям «НВ»
1992 год был трудным и переломным для России, и на страницах газеты это остро чувствуется. «Народ поднимает голову, а правительство — цены», «Назад, в сытые 70-е», «Почём визит к врачу», «Деревня стоит на коленях», «О бюджете, которого нет»…
Какое время, такие и заголовки. Люди, привыкшие к советской стабильности, столкнулись с инфляцией, и редакция иронизировала: «Пока идёшь от прилавка к кассе, цены растут». Не избежала этого и сама газета. Первый январский номер читатели могли купить за один рубль, последний декабрьский — за два. Редакция до последнего старалась держать старые цены, но со 2 апреля подняла стоимость, а 1-го, как и полагается, опубликовала фотошутку — о летающей тарелке в Новгороде.
«НВ» выходили три раза в неделю, и тираж каждого номера достигал 66 тысяч экземпляров. Никаких интернетов не было, даже обычные телефоны были в квартирах далеко не у всех новгородцев. Новости в 90-е люди узнавали из газет, радио и телевидения. И конечно, в очередях за чем-нибудь дефицитным.
Первый Президент России Борис Ельцин объявил курс на демократические реформы, и первые, и вторые полосы газеты не раз посвящали выступлениям главы государства. Он старался разъяснить согражданам, что собирается делать, как пытается договориться с тогдашним парламентом — съездом народных депутатов РФ, в котором было немало оппозиционеров. Лидер много говорил об укреплении государственности. Кстати, именно тогда — в апреле 1992-го — РСФСР переименовали в Российскую Федерацию.
В середине года страну ждало новое испытание — приватизационными чеками. Или ваучерами, как их ещё называли. Их приобретали по 25 рублей за штуку, а номинал каждого чека составлял 10 тысяч рублей.
Даже сейчас непросто понять, зачем это тогда было нужно. В бывшей Стране Советов, где почти всё являлось государственным, старались создать широкий класс собственников. Люди, купив ваучеры того или другого предприятия, могли на них приобрести акции и зарабатывать на этом. Судя по тому, как много об этом писали «НВ», а однажды даже посвятили данной теме целый выпуск, новгородцы с трудом понимали, зачем им ваучеры. Видимо, так и не поняли — пользовались ими как деньгами, эквивалентом рубля. Чеки будут перепродавать, скупать, в том числе приватизационными фондами, пока они не обесценятся. Большая часть жителей страны так и не станут владельцами заводов и пароходов. И всё-таки…
И всё-таки несмотря ни на что газета подтрунивала, публиковала карикатуры на злобу дня, иронизировала над жизнью, в которую все тогда окунулись. «Мы теперь господа, за это и страдаем». Может быть, чувство юмора и помогало жить? И журналистам, и читателям.
Чувство юмора и сериал «Богатые тоже плачут» про Марианну и Луиса Альберто, который тогда шёл на российских телеэкранах. Показ мексиканской мыльной оперы начался в 1991 году, его чуть не остановили, посчитав, что зрителям он не понравится, но по просьбам трудящихся вернули.
Сериал смотрели всей страной, переживая за красавицу из мексиканских трущоб и её богатого непутёвого возлюбленного, при этом забывая о ценах, очередях и безработице. Он закончился в ноябре 1992 года, и «НВ» объявили конкурс среди читателей под названием «Не расстанусь с Марианной» — на лучшую версию продолжения истории главных героев. Приз — две видеокассеты со всеми сериями. Что тут добавить? Газета хорошо понимала своего читателя.
Теги: НВ 35, юбилей, газета, Новгородские ведомости