Четверг, 27 марта 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

«Завещаю тебе, живи…»

В самый канун 50-летия Победы в предпраздничном номере «НВ» было опубликовано интервью прославленного ветерана танкиста Александра Попова, ушедшего от нас в этом юбилейном году. «Приветствую всё, что во благо живым и в память павшим!» — сказал тогда Александр Петрович.

В самый канун 50-летия Победы в предпраздничном номере «НВ» было опубликовано интервью прославленного ветерана танкиста Александра Попова, ушедшего от нас в этом юбилейном году. «Приветствую всё, что во благо живым и в память павшим!» — сказал тогда Александр Петрович.

О чём писали «Новгородские ведомости» в канун 50-летия Победы?

Вчера исполнилось 80 лет со дня гибели прославленного советского военачальника Ивана Черняховского. Жизнь самого молодого советского генерала — звание было присвоено ему в апреле 1944 года — оборвалась при освобождении Польши. Осколок снаряда, прошив машину, вонзился в грудь.

В начале Великой Отечественной войны он, тогда ещё полковник, защищал наш город. 

«…имея всего два КВ и пять БТ-7, дивизия вступила в сражение за Новгород. Произошло это в ночь на 15 августа», — рассказывается в материале «Фронтовая академия». Автор этой публикации — Валентин Макаров, активно разрабатывавший историческую военную тематику.

«…в темноте полковник отвёл свои батальоны на городской вал. А фашистская артиллерия продолжала интенсивный обстрел Старой Мельницы, впустую тратя снаряды. (…) Почти всю ночь при свете луны танкисты подправляли стрелковые ячейки, насыпали брустверы, дёрном маскировали позиции, запасались патронами, гранатами. Новгород тоже не спал. Его жители разбирали мостовые и заборы, носили доски и брёвна, кирпичи, рыли окопы и щели. (…) Утром фашистов опять встретила продуманная и глубокая оборона». 

В Великом Новгороде есть улица Черняховского. Мы видим её из наших редакционных окон.

Материалы, посвящённые юбилею, публиковались под рубрикой «Великая Отечественная». И нельзя упрекнуть журналистов в какой-то парадности. И уж тем более — самих участников войны, ветеранов.

Вот делится своими воспоминаниями новгородец Степан Михайлов. Его рассказ называется «Под Мясным Бором». Январь, трескучие морозы, шалаши, лыжный батальон без лыж. «Дали» винтовки — подвели к большой куче оружия, собранного на передовой. Надо было расширить коридор, ведущий к частям Второй Ударной армии, сражавшейся под Любанью. В ночь перед атакой никто не спал. Молодые, необстрелянные, понимали, что первый бой может стать и последним. Днём получили по бутылке водки на двоих. И с криками «За Родину, за Сталина!» — бросились вперёд. Через поляну с трупами тех, кто штурмовал ту деревню раньше. Немцы подпустили поближе и… Очнулся ночью, по щекам текла кровь...

«Вспоминаю и низко кланяюсь оставшимся в живых ровесникам», — так заканчивалась эта статья. 

Невозможно читать равнодушно очерк спецкора Алевтины Башковой «Вдовы». Три судьбы, три главки в материале. «Паша-мастерица» — про Прасковью Ивановну Рявкину. Стояло лето, июль 1941 года. Ей сказали, что в Старой Руссе стоит наш эшелон, там видели её Колю. «Как я узнаю его?» «По пилотке!» Как могла, бежала эти двадцать километров. А они — все в пилотках. Нашла. Обнялись, прижались друг к другу. Встреча была недолгой. Николай отдал ей буханку хлеба и 13 рублей — всё, что у него было. И попросил: «Береги детей!».

И вот ещё один особенный материал — «Завещание сыну», подготовленный Людмилой Митрофановой. Спустя годы после войны пастух совхоза «Поддорье» набрёл на землянку, а в ней нашёл клочок пожелтевшей бумаги: «Вчера, подорвав фашистских гадов, смертью храбрых погиб наш дорогой товарищ Гавриил Масловский».

Документальные сведения о подвиге капитана Масловского были скупы: «Погиб при выполнении боевой задачи в районе рощи Круглая 13 января 1944 года». И при этом о нём знали. И знали много — по письму сыну, которое он написал перед уходом на последнее задание. Он был уверен, что не вернётся.

«У меня есть сын. Жизнь моя продолжается, вот почему мне легко умереть. (…) При жизни нам, сынка, мало пришлось жить вместе, но я на расстоянии любил тебя, жил только тобой». 

Что сделал капитан? Подорвал гитлеровские склады с боеприпасами. А если бы не это, если бы что-то другое, не такое громкое? Капитан был человек настоящий, это главное. 

50 лет — это много. Но мы-то, нынешние, гораздо дальше от 9 мая 1945 года. А тогда, в 1995-м, многие ветераны ещё были в строю. Хотя и сами говорили: нас с каждым годом становится меньше и меньше. Как авторы статьи-письма «Память — павшим, заботу — живым» — члены Совета ветеранов Северо-Западного фронта. Они поднимали злободневные вопросы — о запущенности воинских захоронений, о военно-патриотической работе. С ними не спорили — они же правы. Как правы были фронтовики, прямо говорившие: «Не за такую жизнь погибали наши однополчане». Такое было время…

Теги: НВ 35, юбилей, газета, Новгородские ведомости

РЕКЛАМА

Еще статьи

Пожелтевшие страницы «НВ» с репортажем из Сковородки Окуловского района — наш семейный архив.

Маршрут построен

Журналисты «НВ» побывали практически во всех населённых пунктах Новгородчины. Доказательством тому служат сотни материал...

26.03.2025 | НВ 35

Всё проходит, и это пройдёт

Но, как сказал главред, единственная наша партия — это партия читателей

12.03.2025 | НВ 35

Час «Х» для вкладчиков «МММ» настал довольно быстро.

На руинах пирамид

1994 год стал очередным непростым годом для страны, и по публикациям в газете это хорошо прослеживается. Его символами на страницах «НВ» стали «чёрный вторник» и «МММ».

05.03.2025 | НВ 35

Коротко и ясно

Как фраза на первой полосе помогала веселей смотреть на жизнь

26.02.2025 | НВ 35

Из архива газеты НВ

Хотели верить

В Москве Борис Николаевич разобрался с Русланом Имрановичем, а в Новгороде открыли университет.

12.02.2025 | НВ 35

Трудный 92-й

Чем Марианна и Луис Альберто помогли читателям «НВ»

05.02.2025 | НВ 35

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 26.03.2025 года

РЕКЛАМА