1994 год стал очередным непростым годом для страны, и по публикациям в газете это хорошо прослеживается. Его символами на страницах «НВ» стали «чёрный вторник» и «МММ».
Достаточно пробежаться по заголовкам: «В наше трудное время...», «Цепкие объятия кризиса», «Пока не банкроты», «Очередь за… льготами», «Всё не так, как надо бы», «Благие намерения… при пустом кармане», «Как выйти из кризиса»… Жизнь постоянно подбрасывала новые темы, и в газете появлялись новые слова: фермеры, бомжи, ипотека, финансовая пирамида…
К тому времени в России уже знали о таких компаниях, как «Хопёр-Инвест» и «Русский Дом Селенга», предлагавших по 450%, 500% годового дохода. Действовала и компания «Ростислав», обещавшая 790-процентную доходность по векселям. Их рекламные объявления были почти в каждом номере газеты.
Судя по газетным публикациям, кто-то понимал, что ничем, кроме краха, финансовые авантюры не закончатся. Но очень многие, поверившие в щедрые обещания, отдавали деньги финансовым пирамидам. Самой крупной стала «МММ» — империя, построенная Сергеем Мавроди. Её учредителями были он, его брат Вячеслав Мавроди и жена брата Ольга Мельникова — потому и «МММ».
Компания была создана ещё в 1989 году, но именно в 1994-м стала вести себя как финансовая пирамида, сразу вызвавшая полярные мнения в стране. Впервые Сергей Мавроди появился на страницах «НВ» 29 июня — вышло его рекламное интервью под громким заголовком «Час «Х» никогда не наступит». Финансовую устойчивость своей компании он оценивал как абсолютную. Её лозунгом было «Мы были вчера, мы есть сегодня, мы будем завтра».
Но уже 2 августа в газете вышла заметка под заголовком «На «МММ» фронте без перемен» о пенсионерах, отдавших своё последнее и ставших акционерами, которые требовали выплат по обесценившимся акциям. Это случилось после того, как миллионы вкладчиков по всей стране узнали, что 29 июля «МММ» снизила стоимость своих акций в 127 раз. Главные страсти у вкладчиков были впереди.
Ещё одним символом 1994 года стал «чёрный вторник» — 11 октября, когда произошёл обвал курса рубля по отношению к доллару. За тот день на Московской межбанковской валютной бирже курс доллара вырос с 2833 до 3926 рублей.
«НВ» выходили четыре раза в неделю — по вторникам, средам, пятницам и субботам. Среагировать на новости о падающем рубле во вторник редакция, конечно, не могла по объективным причинам, поэтому на первой полосе этого выпуска всё относительно спокойно. И в колонке под заголовком «Валюта», где публиковали курсы доллара США и немецкой марки в пяти банках и даже на чёрном рынке, — тоже. В тот день самый выгодный курс на покупку долларов был в «Сбербанке» и «Русском торгопромбанке» — 3100 рублей. В среду редакция по-прежнему молчала о событиях на бирже, но цифры поползли вверх. Например, для клиентов «Сбербанка» доллар подорожал до 3600 рублей.
К выходу пятничного номера «НВ» подготовились и выпустили на первой полосе опрос читателей под заголовком «Если рубль «падает». Кавычки, наверное, всё-таки были лишними. В рубрике «Валюта» тоже произошёл обвал — напротив нескольких банков вместо котировок стояли прочерки.
Самым ярким в опросе, который провела Татьяна Щипанова, получилось мнение пожилой новгородки, имя которой в материале не прозвучало: «Доллар в руках не держала, но почему государственное яйцо стало на 600 рублей дороже, этого не пойму». Большинство читателей с ней наверняка согласились.
Теги: НВ 35, юбилей, газета, Новгородские ведомости