2003 год был временем, когда мобильный телефон уже не являлся абсолютной новинкой, но считался очень важным приобретением. Стать обладателем кнопочного аппарата с крошечным экраном стремились многие. Люди открыли для себя мир беспроводной связи, посекундной тарификации и SMS. Позволить такую покупку могли не все, но полку обладателей сотовых быстро прибывало. До сих пор помню свою первую «Моторолу» с зелёной подсветкой и антенной.
В кинотеатрах с аншлагами шли второй фильм трилогии «Властелин колец» Питера Джексона о битвах орков, эльфов и людей и третья серия саги о терминаторе, о чём газета не забывала уведомить читателей. Железный Арни ещё не был похож на Санта-Клауса, с которым поседевшего дедушку Арнольда Шварценеггера можно спутать сегодня.
Одни новгородцы ходили в кино, другие — на митинги. Учителя настаивали на прибавке к зарплате, указывая на то, что их заработок был в два раза меньше того, что получали в промышленности. «НВ» писали о трёхдневной всероссийской акции протеста работников бюджетной сферы. Они требовали своевременной выплаты зарплаты и погашения всех долгов. Средний оклад у бюджетников тогда достигал 3 тысяч рублей.
В Новгородской области не было долгов перед учителями, врачами, социальными и культурными работники, кроме текущей задолженности, но они тоже хотели увеличения окладов. Главным местом для выражения протеста в Великом Новгороде была Софийская площадь.
В феврале участники митинга вышли на неё с очень лаконичным заявлением — «Требуем», а материал в «НВ» опубликовали под заголовком «Чтоб он жил на нашу зарплату…». Он — это Александр Починок, министр труда и социального развития, предлагавший новую систему расчёта зарплат.
Возмущались и пенсионеры. После очередной индексации пенсии нашлись те, кто отправился на почту, чтобы вернуть прибавку обратно Правительству страны. Такие случаи зафиксировали в нескольких почтовых отделениях. Рассерженные пожилые люди говорили, что прибавка составила гроши — несколько десятков рублей. Это было в феврале, а в апреле в России ожидалась следующая индексация пенсий.
Накал трудных 1990-х и начала 2000-х по-прежнему ощущался на газетных страницах, но стал понемногу слабеть. Михаил Прусак в третий раз уверенно переизбрался на пост губернатора области, в регионе открывали новые предприятия с иностранным капиталом, в Великом Новгороде прошёл первый фестиваль исторических фильмов «Вече», президентом которого была крёстная всех российских гардемаринов Светлана Дружинина.
Газета старалась и находила поводы, чтобы порадовать читателя. В первоапрельском выпуске на первой полосе опубликовали фотошутку с заголовком «Памятник «Тысячелетие России» отправили на реставрацию». Редакционный дизайнер немного поколдовала над фото из центра кремля, и на месте самого известного новгородского монумента оказалось пусто — только строительные леса.
Но людей в 2003 году мучали и новые страхи — атипичная пневмония, эпидемия которой возникла в Китае, начала шествие по другим восточным странам и проникла в Европу и Канаду. Было зарегистрировано более 8000 случаев заражения, умерли более 770 человек. В Великом Новгороде, туристическом городе, тоже опасались появления болезни. Некоторые горожане отказались от покупки товаров из Азии. Но обошлось.
Кстати, возбудителем атипичной пневмонии был коронавирус. Кто тогда мог подумать, что в 2020 году мир встретится с более страшной опасностью — новой коронавирусной инфекцией COVID-19? Но это уже совсем другая история.
Теги: НВ 35, юбилей, газета, Новгородские ведомости, 2003 год















