Можно ли понять, как жилось новгородцам в 2005 году, листая пожелтевшие страницы региональной газеты 20-летней давности? По-моему, да. «НВ» выходили четыре раза в неделю, и журналисты не только старались не пропускать самых значимых событий в регионе, но и регулярно бывали в отдалённых деревнях и сёлах, где жизнь текла медленнее и тише, чем в центре.
В 2005 году жители области уже не думали лишь о выживании, как в 1990-е. Они строили планы на будущее, и в разговорах появилось не всем ещё понятное слово «ипотека» — кредит на покупку дома или квартиры под залог недвижимости. Сегодня оно хорошо знакомо. Каких только ипотечных программ сейчас не существует в российских банках, в том числе с господдержкой!
Вообще, ипотека в России появилась ещё во времена дочери Петра I — императрицы Елизаветы. Началом истории ипотечного кредитования в нашей стране принято считать 1754 год. Тогда появились дворянские банки, готовые выдать землевладельцам ссуды, но залогом была не земля, а крепостные крестьяне.
Шли века, ипотека менялась и развивалась, но потом наступил революционный 1917 год, власть сменилась, и частная собственность перестала существовать. Об ипотеке вспомнили после развала Советского Союза.
В 1998 году был принят Федеральный закон «Об ипотеке», но по-настоящему она заработала в России только в 2005-м, когда вступил в силу Жилищный кодекс и банковские ставки с недостижимых 30–40% опустились до приемлемых 14%. Сроки тоже стали более реальными, увеличившись с 3 до 30 лет.
Если жители области пытались разобраться, стоит ли им покупать жильё в ипотеку, то редакция газеты не могла пройти мимо такой темы. Она не раз появлялась в «НВ» в 2005 году. К примеру, в ноябре издание писало, что Программа ипотечного жилищного кредитования действует в регионе уже немногим более года. Кредит можно было получить по ставке в 14% на срок до 30 лет.
Цены на всё, и в том числе на жильё, в то время были другими, гораздо меньше, поэтому и суммы кредитов тоже — средний размер составлял 350–400 тысяч рублей, от 30% до 70% стоимости жилья. Есть о чём поностальгировать, правда?
Если семья брала кредит на 350 тысяч рублей, то её средний ежемесячный доход должен был составлять примерно 13,5 тысячи рублей. Тогда ежемесячные платежи с учётом процентов достигали бы 4000 рублей. Смешные по нынешним «ипотечным» меркам деньги, когда стоимость даже однокомнатных квартир давно измеряется миллионами рублей. Правда, и зарплаты тоже стали другими.
Не все нуждавшиеся в жилье жители области могли позволить себе ипотеку, поэтому возглавлявший тогда регион губернатор Михаил Прусак подписал постановление о предоставлении субсидий из бюджета. На них могли рассчитывать молодые семьи, бюджетники, жители села и работники АПК.
В 2005 году главной надеждой новгородцев, да и вообще многих россиян, было снижение ипотечных ставок. Вице-спикер Госдумы РФ Владимир Пехтин заявлял тогда, что к 2008 году ставки будут снижены до 7,5%, а глава Росстроя Сергей Круглик говорил, что к 2010 году объём ипотечного кредитования увеличится в России в 30 раз.
Ставки действительно потом поползли вниз. Нашей реальностью стали льготные программы — дальневосточная, арктическая, сельская, семейная, IT-ипотека… 6%, 5%, 3%, 2%…
После повышения уровня инфляции и увеличения ключевой ставки Банка России до 21% в 2024 году ставки по обычным ипотечным программам вернулись к космическим 29–30%, но в 2025-м после постепенного снижения инфляции и ставки ЦБ (до 18%) тоже начали опускаться. Ипотека вновь стала более реальной, и сегодня новгородцы опять надеются на то, что ставки перестанут быть двузначными.
Теги: НВ 35, юбилей, газета, Новгородские ведомости, 2005 год















