Сейчас главный рабочий инструмент журналиста — компьютер. Времена, когда мы пользовались только бумагой и ручкой, чтобы написать текст, стали историей. Забывать её нельзя, поэтому на этот раз героем серии публикаций о грядущем юбилее «НВ» стала Галина КАРПОВА. Сегодня она корректор, а когда-то работала в машинописном бюро редакции.
Галина Юрьевна пришла работать в газету машинисткой в июне 1991-го, через полгода после выхода первого номера «НВ».
— В своё время пришлось поработать на телетайпе — сегодня это уже антиквариат, — вспоминает она не без улыбки.
Объясняем. Телетайп — электрический телеграфный аппарат с клавиатурой как у пишущей машинки, с помощью которого можно было передавать печатные сообщения. Галина трудилась в гидрометцентре новгородского аэропорта «Юрьево» и передавала прогнозы погоды.
Опыт пригодился в «НВ». Вместо сообщений про солнце, облачность и умеренные дожди пошли тексты про поездки главы региона, споры в облдуме, долги по зарплате, инвестиции, надои, медали спортсменов, спектакли…
А телетайп сменила советская электромеханическая пишущая машинка «Ятрань». Сейчас тоже антиквариат.
В редакционном машбюро таких машинок было три, и по их клавишам вместе с Галиной стучали ещё две сотрудницы.
С 9 часов утра и до 6 часов вечера. С перерывом на обед, а порой и без него.
Газета выходила четыре раза в неделю, и журналисты несли материал за материалом. Вся жизнь области проходила перед глазами машбюро. Папка «В работу» на столе постоянно пополнялась рукописями, каждая из которых была написана разным почерком, а затем уже машинописные листы складывались в папку «Напечатанные материалы».
Затем автор забирал материал, сверял с рукописью и сдавал редактору. Тот вносил свои правки, и текст снова приносили машинисткам, чтобы они перепечатали его набело. Потом будущая публикация попадала в типографию для набора на линотипе и вёрстки. Машинописные тексты вместе с оттиском свёрстанной полосы ложились на стол корректора — для сверки и правки.
Работницы машбюро были первыми читателями журналистов. Главное — правильно разобрать чужой почерк, порой напоминающий врачебный, и перепечатать всё точно от буквы до буквы. Работать зачастую приходилось на большой скорости, когда журналисту нужно было срочно сдать текст в номер, за считанные часы до его отправки в печать. В редакции это и сегодня называют — «с колёс».
— Порой мы печатали сразу с голоса, когда журналист диктовал нам материал. Бегом-бегом!.. Рутиной нашу работу точно нельзя было назвать. Каждый новый текст — новая история, — рассказывает Галина.
В 1997 году у «Ятраней» в редакции появился конкурент — первый компьютер:
— Поставили и сказали: «Учитесь». Где его откопали, не знаю, — экран был с лупой. Потом появились более современные компьютеры — с большими мониторами.
Машинисток переименовали в операторов компьютерного набора. Работать стало значительно удобнее. Опечатки не приходилось исправлять на бумаге — это можно было сделать в электронном документе без помарок. Компьютерная программа подчеркивала слова с ошибками и умела считать строки. Это сейчас в редакции измеряют материалы в знаках, учитывая буквы и пробелы между ними, а тогда — в строках. Коротенькая новость могла получиться на 10 строк, заметка — на 50, интервью на полосу — бери больше.
Со временем компьютеры установили и в кабинетах журналистов. Дольше всех продержался сельхозобозреватель Василий Пилявский. Он предпочитал писать на бумаге даже тогда, когда вся редакция уже строчила на клавиатуре. Но и ему пришлось освоить новшество.
Чистый лист обладает своей магией, умеет вдохновлять. Журналисты подтвердят. Но с всеобщей компьютеризацией он стал электронным, а должность машинисток — нашим прошлым. Мы о нём помним.
Теги: НВ 35, юбилей, газета, Новгородские ведомости















