В Новгородской области в 90-е годы было создано 10 заказников, но их юридическая база попала два года назад под перестройку, и заказники остались без законной поддержки. Кратко, суть коллизии заключалась в том, что заказник регионального значения не может находиться на площадях федерального лесного фонда. Под юридический топор попали основные новгородские природные заказники — «Игоревские мхи», «Спасские мхи», «Перелучский», «Усть-Волмский», «Княжий двор» и другие.
Региональная власть, собственно, никогда и не отрицала необходимость существования заказников на территории области. Важно было поставить их существование на крепкую юридическую основу, для чего требовалось время.
— Летом 2009 года были проведены научные исследования, и ценность наших заказников была ими подтверждена, — рассказывает председатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Владимир
ХАРЛАМОВ. — Проводили их сотрудники Валдайского национального парка, а также учёные из Москвы и Петербурга. Они выявили и краснокнижных птиц, и редкие ландшафты, и редкие виды растений, рыб и животных. Заказники должны существовать — это природный каркас области. Если потерять это достояние, то и в целом рейтинг области упадёт. По состоянию экологии ведь часто судят и о социально-экономическом положении в регионе.
Документы на восстановление статуса остальных заказников, как рассказал Владимир Харламов, находятся в комитете лесного хозяйства и лесной промышленности области.
Заказник «Редровский» общей площадью 16,8 тыс. га расположен в Мошенском и Пестовском районах Новгородской области. При этом акватория озер составляет 2,8 тыс. га. На этих территориях обитают девять видов птиц, занесённых в Красную книгу, и шесть регионально редких видов птиц, нуждающихся в охране. Среди наиболее интересных — европейская чернозобая гагара, змееяд, бородатая неясыть.
Инесса ПОЧЕТОВА, руководитель новгородского клуба «Экология», в своё время также выступавшего против расформирования заказников, приветствует решение областной администрации:
— Надеемся, что время неопределённости для заказников проходит, и другие заказники тоже будут восстановлены. Несомненно, «Редровский» — наиболее значимый для экологов, но и другие тоже имеют большую ценность. Хотелось бы поблагодарить специалистов лесного комитета за то, что они в ответ на наши просьбы охраняли заказники, не допускали там вырубок или застроек. Речь ведь шла о юридической казуистике, и всем было понятно, что несоответствия должны быть устранены.
Владимир БОГДАНОВ (фото)