В областном правительстве — реформация. Прошла или начинается?
10 сентября Правительство Новгородской области провело внеочередное заседание. Изменение графика обусловлено двумя обстоятельствами.
Первое — подготовка на рассмотрение облдумы предложений по корректировке регионального бюджета. Второе — обсуждение проекта реорганизации органов исполнительной власти, который выносился на августовское заседание, но был отправлен на доработку.
1+1+1 = 2
Начнем со второго. Кажется, к чему спешка с проектом, ведь 16 сентября состоится плановое заседание правительства? Но всё логично. Если возникнут разногласия 16-го, всё равно придется собираться до октябрьского заседания, так как в принципе вопрос с реорганизацией уже решен: вместо трех департаментов будут два, но переформатированных. И люди уже официально предупреждены о смене работы с 15 октября. Именно в этот день вместо департамента транспорта, департамента строительства и дорожного хозяйства и комитета архитектуры и градостроительной политики появятся департамент транспорта и дорожного хозяйства и департамент строительства и архитектуры.
В прологе выступил вице-губернатор Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ, которому, по информации «НВ», и принадлежит идея такой оптимизации структуры правительства. Напомним: в августе камнем преткновения явилось то, что не было четко прописано, кто после реорганизации будет в ответе за строительство уже начатых объектов и что станет с контрактами, которые «запускал» один департамент, а проверять исполнение будет другой. Проще говоря: кто станет правопреемником?
Решено, что департамент строительства и дорожного хозяйства (до 15 октября департамент сохраняет свои функции) останется ответственным заказчиком на тех объектах, строительство которых в 2014—15 годах финансируется из областного бюджета. А с 1 января 2015 года заказчиками новых строительных объектов будут выступать соответствующие департаменты. Роль технического застройщика возьмет на себя УКС, учредителем которого с 1 января 2015 года станет Правительство Новгородской области.
Как пояснил Владимир Варфоломеев, цепочка взаимодействия явится такой: соответствующий департамент (например, культуры) установит требования, которым должен отвечать объект, и передаст эти требования в управление капстроительства, где разрабатывают техусловия, техзадание и прочие документы. После того как все будет готово, департамент объявляет конкурс и подписывает контракт с генподрядчиком. Контроль за работами на объекте опять же осуществляет УКС, подписывая на финише акт выполненных работ.
Губернатор Сергей МИТИН связывает с этой тактической, на первый взгляд, операцией большие надежды:
— К реорганизации нас побудило стремление активизировать строительную деятельность в области. Сейчас во многих районах стройка идет в основном индивидуальным методом, мало строительных организаций. И если мы не примем мер по развитию строительной индустрии, то через три-четыре года нам очень тяжело будет выполнять поручения президента по строительству жилья.
Хрупкая сфера
Напомним, стратегический ориентир, обозначенный Владимиром Путиным два года назад: к 2020 году довести объемы жилищного строительства до 1 кв. м на человека в год. Применительно к Новгородской области это означает, что мы должны будем ежегодно сдавать жилья не менее 600 тыс. кв. м. Да плюс к тому, обратил внимание губернатор, из-за отсутствия конкуренции стоимость кв. м жилья у нас уже вплотную подошла к 50 тыс. рублей. А нам нужно ее не только заморозить, но и снижать, чтобы строить доступное муниципальное жилье и входить в госпрограммы на условиях софинансирования.
И, полагаю, именно в этой связи Сергей Митин вбросил еще более кардинальную идею — проработать вопрос о передаче полномочий по управлению строительной отраслью на региональный уровень. Увы, но это вынужденное предложение.
— Строительство в муниципальных районах в основном пущено на самотек, — отметил он. — Муниципальные власти не управляют и не контролируют должным образом процессы отбора подрядчиков и ход строительства даже важнейших объектов. Многие стройки завершаются с опозданием, что подрывает доверие к региону со стороны федерального центра в части включения нас в госпрограммы. Если не взяться за это со всей серьезностью, мы потеряем отрасль.
В принципе мы слышали продолжение давнего разговора о необходимости наращивать строительные мощности, чтобы заключать контракты с местными подрядными организациями. Но обращения губернатора не находят реального отклика у глав районов. В большинстве муниципалитетов своих стройорганизаций, способных взять объект и вести от А до Я, нет и в помине. Работы выполняют залетные, шабашники… Да кто угодно! И в районах рады даже им, потому что строить нужно. А строить некому. И нянчатся с откровенными хапугами и аферистами до последнего, убеждая себя, что их не обманывают, просто обстоятельства сложились так…
Фактор сбалансированности
Напомню: это был второй вопрос внеочередного заседания правительства. Но сигнал прозвучал уже при рассмотрении первого. Об изменениях в бюджет докладывала глава департамента финансов Елена СОЛДАТОВА, сообщившая о поступлении из федерального бюджета на 14-й год дополнительно 230,4 млн. рублей. Она отметила, что целевым образом 18,6 млн. направляются в АПК; 43,3 млн. — на поддержку малого и среднего бизнеса, но львиная доля — на обеспечение сбалансированности бюджета (164,1 млн. рублей).
С последней статьи и предложено направить на повышение зарплаты отдельным категориям бюджетников. Конкретно — тем, чьи показатели роста заработков отстают от ориентиров, установленных президентским указом № 597.
Это была весьма позитивная информация. Вообще, Новгородская область близка к досрочному выполнению этого указа. По словам Елены Солдатовой, по итогам первого полугодия регионом «обеспечено выполнение целевых показателей по всем категориям бюджетников, кроме педагогических работников учреждений, оказывающих социальные услуги детям-сиротам». Здесь мы имеем 81,9% от средней зарплаты по образованию вместо запланированных 90%. И 15,5 млн. рублей из федерального транша позволят ликвидировать этот дисбаланс.
В целом же сейчас, по данным департамента финансов, средняя зарплата новгородских врачей почти в полтора раза (на 48,9%) больше, чем средняя по экономике в регионе. Соответственно — 36 152 рубля в месяц против 24 286. Среднемесячный заработок учителей школ и гимназий составляет 24 885 рублей, педагогов в детских садах — 24 373 рубля в месяц (103,2% к средней в образовании), среднего медперсонала — 20 551 рубль (84,6% к средней по экономике при плановом показателе 76,2%).
Каждому — по потребности
Но вернемся к строительству. В своем выступлении Елена Солдатова предложила уменьшить в этом году расходы на переселение граждан из аварийного жилья на 109,7 млн. рублей. По расчетам департамента, эти деньги освоены до конца года не будут. Курирующая данный сектор глава департамента ЖКХ Ирина НИКОЛАЕВА без энтузиазма подтвердила прогноз, уточнив, что высвобождающиеся средства следует направить на компенсацию выпадающих доходов в коммунальной сфере, а на продолжение работ на объектах, отставших от графика, необходимые финансовые ресурсы зарезервированы. Добавим: секвестру подверглись стройки в Новгородском, Старорусском и Чудовском районах.
Дополнение — с подачи губернатора — сделал руководитель департамента образования Анатолий ОСИПОВ. Он сообщил, что из-за отставания на подведомственных ему объектах в Великом Новгороде придется перенаправить на более перспективные дела 32 млн. рублей. Вот вам и аргументы в пользу переформатирования, оптимизации, реформирования — как хочешь, так и называй!
Кроме того, надо вспомнить, что 8 сентября в Петербурге проходила выездная коллегия Минрегионразвития, за несколько минут до начала которой пришло сообщение об упразднении министерства. Функции МРР переданы в несколько других министерств. Резон в этом есть, но единого центра координации уже нет. А это значит, что ответственность руководителей регионов (и самостоятельность) возрастает. Выскажу догадку, что централизация управления строительной отраслью может стать первым действием в мероприятиях по изменению конфигурации отношений между регионом и муниципалитетами.
Что же касается бюджетных изменений — нет худа без добра. Отставание одних оборачивается помощью другим. 20 млн. рублей будут выделены для продолжения строительных работ психоневрологическому интернату «Оксочи», дотла сгоревшему 13 сентября 2013 года…
На этом, собственно, внеочередное заседание закончилось. И без перерыва началось оперативное совещание.
Обычно оперативки проходят по понедельникам. Но на рубеже августа-сентября график нарушался из-за командировок Сергея Митина. Среди них две были особо важными. Уже названная коллегия в Питере и совещание в Курске, которое проводил премьер Дмитрий Медведев по проблемам импортозамещения. Напомню: в Курске Дмитрий Медведев назвал три приоритетных в настоящее время направления в нашем АПК: семеноводство и селекция, овощеводство и садоводство, логистика и переработка.
У нас неплохой зачин имеется по второму пункту и выигрыш во времени по третьему. Пусть небольшой бонус, но мы уже строим логистические центры. Это важно, поскольку введенные санкции дают совсем мало времени на раскачку. Очевидно, что Запад наше продовольственное эмбарго воспринял болезненно. Нам нужно успеть выйти на собственный рынок раньше, чем санкции отменят. Вопрос может ставиться и так.
Сообщение главы сельхоздепартамента Вадима КОЖЕМЯКИНА, открывшее оперативку, посвящалось работе по передаче прав на невостребованные земли муниципалитетам. В начале года ставилась цель завершить эту работу во всех районах к 31 декабря. На начало сентября картина такова, что говорить о выполнении намеченного не приходится.
По данным департамента, в настоящее время только Батецкий и Хвойнинский районы справились с этой задачей. Близок к ее решению Парфинский район, «освоивший» 94,6% бесхозных земель. Зато у любытинцев аналогичный показатель составляет всего 1,4%; у шимчан — 7,5%; в Новгородском районе перевели в собственность муниципалитета только 6% земель, в Маловишерском — 8,8% и т.д.
Что характерно, отметил Вадим Кожемякин, районные власти не торопятся и в суды обращаться, если дело стопорится. Хотя вернуть земли, кроме как через суд, архисложно. Солецкий район не предъявил пока иски на 90% невостребованных владельцами земель, Маревский — на 88%, Шимский — на 62%, Демянский — на 60.
Сергей Митин чутко уловил созерцательность докладчика, отстраненность от проблемы.
— Вы регистрируете положение вещей, — сказал губернатор. — А что предлагаете для исправления ситуации?
— Ускорить работу, — простодушно ответил крестьянский лидер.
— Кому вы это предлагаете? Мне?
— Нет, главам районов.
— А зачем тогда здесь эта арифметика, лавина цифр? Назовите отстающих, потребуйте от них мер, назначьте сроки…
Кожемякин оказался к этому готов. Он тут же велел до 1 октября подать всем в суды иски по отчуждению земель, а на проигранные иски — апелляции.
Из тупика
Честно говоря, это выглядело наивно и беспомощно. Восемь месяцев топтания на месте, и вдруг спринтерский рывок? Очень похоже на то, как управляют в районах строительством, отчитываясь в основном о возведении индивидуальных домов, к которым — по большому счету — власть имеет самое косвенное отношение.
Но еще более иллюстрировала владение ситуацией другая сценка. Расскажу, забегая вперед.
Губернатор редко на широких совещаниях обходит вниманием положение дел на Западном рынке Новгорода. Сейчас там начались субботы районов. 11 сентября Сергей Митин собирается рынок посетить, и потому обратился к первому вице-мэру Антону ЗЕМЛЯКУ с невинным вопросом:
— Когда там торговля начинается оживленная?
— Как всегда, — растерялся Земляк.
Губернатор повернулся к Кожевникову.
— В двенадцать.
Сергей Митин взглянул на вице-губернатора Александра БОЙЦОВА. Тот ответил:
— В районе десяти часов.
Ближе всего к истине был третий ответ. Но это к чему? Малейшее отклонение от заявленной темы ставит многих собеседников главы региона в тупик и выдает неудовлетворительное знание предмета.
— Нашему сельскому хозяйству не хватает культуры, — несколько шокировал слушателей губернатор. — Мы развиваемся здесь опережающими темпами, несколько лет ходим в лидерах и в этом году будем выглядеть неплохо. Но ведь надо признать, это происходит за счет строительства и пуска новых крупных объектов и реконструкции старых, тоже крупных. А широкая инфраструктура села стагнирует. Инвестор приезжает на село, а земли для него нет. Она стоит пустая, заброшенная и недоступная. Пасти коровок негде, строить фермы негде. И он понимает, что здесь власти нет, хозяина нет. Что ему здесь делать? Он уезжает восвояси…
К сожалению, картина, идентичная реальности. Тут и примеры не нужны. Всё перед глазами. Но Сергей Митин вспомнил командировку в Поддорский район. В той части, что поддорчане не жалуют картошку — слишком мало сажают. Из разговоров с огородниками выяснилось, что никто им не говорил ни о программе по развитию картофелеводства, ни о рыночной торговле, ни о закупках. Сажают в Поддорье бульбы столько, чтобы хватало самим, и все довольны.
Фото пресс-центра ПНО