Дума рассмотрела проект бюджета и обновила систему местного самоуправления
Два ключевых вопроса повестки дня были разведены — бюджет стоял первым, а местное самоуправление — 30-м.
Бюджет на 2015-й (и на период 2016–2017 гг.) бурно обсуждался и на публичных слушаниях, и на думских комитетах и фракциях. К 26 ноября страсти в основном улеглись.
Бюджет свёрстан профессионально
О бюджете-2015 докладывала первый вице-губернатор Вероника МИНИНА, приведя веские свидетельства поступательного развития региона даже в условиях кризиса. За последние три года индекс промышленного производства увеличился на 22% (по России — на 9%), строительство жилья — на 30%, а валовой региональный продукт — на 14,4%. Общий объем инвестиций в основной капитал вырос на 18,9% (по России — на 15,2%). За 2013 год по темпу роста инвестиций область заняла 16-е место в стране и первое — в СЗФО. С 2008 года собственные доходы бюджета выросли на 50%...
Главная характеристика бюджета-2015, как подчеркнула Вероника Витальевна, — это выверенные приоритеты. И хотя сегодня регионы объективно не могут рассчитывать на прежний объем финансовой помощи от федерального центра, мы намерены на 4% нарастить бюджетные доходы. В 2015 году они составят 23 788 млн. рублей, а расходы — 25 239 млн. рублей.
По-прежнему наибольший удельный вес в расходах занимает социальная сфера — 63%. Вводится дополнительная мера соцподдержки усыновителям — единовременное пособие в размере 100 тыс. рублей при усыновлении (удочерении) ребенка. Предусмотрена индексация зарплаты бюджетников на 5,5%. На ликвидацию аварийного жилого фонда будет направлено 462 млн. рублей, что позволит расселить 800 семей. Впервые граждане, желающие переселиться на село, получат компенсацию по оплате процентов за кредит на строительство или приобретение жилья.
В условиях ужесточения санкций особое внимание будет уделяться сельскому хозяйству. По поручению губернатора при получении дополнительных средств из федерального бюджета приоритет будет отдан производству мяса. Вероника Минина заявила, что будет активизирована работа областного правительства по привлечению федеральных средств на инфраструктурные объекты в регионе.
Отвечая на вопросы депутатов, первый вице-губернатор развеяла опасения Виктора ВЕБЕРА насчет сокращения сети учреждений здравоохранения (московские события насторожили медиков): оптимизация коснется только административно-управленческого персонала в случае объединения структур. Дмитрия ИГНАТОВА по обыкновению интересовали дороги Новгорода, на которые из дорожного фонда будет выделено 110 миллионов. Сергей БУСУРИН уточнил, найдутся ли в 2015 году средства на некоммерческие организации и каковы перспективы соцподдержки детей войны. И получил ответ: деньги на поддержку НКО запланированы, статус детей войны уже рассматривается на федеральном уровне.
Пространное выступление коммуниста Валерия ГАЙДЫМА вновь не обошлось без федеральной темы: центр мог бы больше давать денег региону, который исправно отправляет свои налоги в Москву. По мнению старейшего парламентария, здесь должны постараться сенаторы от Новгородской области. Валерию Федоровичу ничего не известно об их усилиях.
Мрачными красками обрисовал, как он выразился, «трагизм ситуации» с бюджетом Леонид ДОРОШЕВ. Правительство, по его словам, не сдержало обещаний про бездефицитный бюджет (макроэкономические факторы не в счет?), наращивает расходы на чиновников и СМИ, «рассказывающие об их подвигах»! А депутатов лишили средств на аренду помещений для встреч с избирателями! В общем, нельзя голосовать за такой проект бюджета. Однако голосование показало, что большинство коллег относятся к оптимистам: в первом чтении бюджет был одобрен, лишь трое из 22 присутствовавших на заседании депутатов оказались против.
14 минут на размышление
Поставленный в проекте повестки заседания под № 30 вопрос о поправках в закон о местном самоуправлении в реальности получил символичный № 33. В нумерологии — это «мастерское число», гарантирующее интуицию и проницательность.
К историческому вопросу подошли спустя два часа. Еще в самом начале заседания парламентарии отвергли предложение Леонида Дорошева по новой схеме формирования муниципальной власти в Новгородской области голосовать поименно.
Проект закона «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Новгородской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Новгородской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Новгородской области» представил вице-спикер Анатолий БОЙЦЕВ. Он сослался на 136-й федеральный закон, обязывающий все регионы до 27 ноября утвердить новый порядок. Вице-спикер на всякий случай, «чтобы не было спекуляций», подчеркнул, что все изменения в случае их принятия будут действовать только после окончания сроков полномочий действующих глав и представительных органов. А Дума Великого Новгорода и вовсе будет избираться прежним порядком, перемены коснутся только поста градоначальника: как и главы районов, он будет избираться депутатами из их числа. А хозяйством будет заниматься нанятый по контракту управленец. Раздражающий многих термин «сити-менеджер» парламентарии игнорировали.
На рассмотрение Думы были внесены четыре поправки: технико-юридического характера от Анатолия Бойцева; о сохранении прямых выборов глав и районных дум — от Вячеслава СТЕПАНОВА; о введении второго тура на выборах мэра Новгорода — от Леонида Дорошева. Четвертую предложили Дмитрий Игнатов, Виктор Вебер и Владимир ЧИСТЯКОВ — о формировании районных дум из числа депутатов и глав поселений, а также введении должности главы администрации на контракте и выбора глав районов и Новгорода из числа депутатов соответствующих дум.
Как заявил Вячеслав Степанов, прямые выборы — наиболее демократичная форма. Ему возразил Анатолий Бойцев, чаще других в этот раз включавший свой микрофон. По мнению вице-спикера, депутаты поселений впервые будут участвовать в распределении бюджета и влиять на развитие своих территорий. Валерий Гайдым усталым голосом заметил, что не знает ни одного муниципалитета, где «были бы согласны с такой технологией «Единой России». И потом, какова схема выдвижения в районные думы, ведь большинство на местном уровне имеют единороссы? Схема простая, отвечал Бойцев, поселенческие депутаты собираются и выбирают представителя в район. В итоге за поправку Степанова голосовали только пятеро. Они же, вероятно, были против поправки Бойцева.
Идея отмены прямых выборов мэра Великого Новгорода не понравилась Павлу ГАЛЬЧЕНКО, который то ли в шутку, то ли всерьез сообщил, что «по прошествии какого-то периода времени, возможно, я захочу стать мэром Новгорода, но Дмитрий Игнатов хочет меня лишить такой возможности». И попросил, сорвав аплодисменты в зале, оставить ему возможность в будущем стать мэром. Дмитрий Игнатов (Владимир Чистяков и Виктор Вебер устранились при обсуждении своей же поправки) пообещал учесть желание, если войдет в конкурсную комиссию по отбору главы-контрактника. Но Гальченко отказался: он готов — только мэром...
А вот Леонид Дорошев не был расположен к юмору. По его наблюдениям, сити-менеджеры в других регионах показали свою неэффективность и способствовали росту коррупции. И вообще, такие поправки нужны только... губернатору. Вмешался Юрий ЗЕРНОВ, как всегда витиевато изложивший свои взгляды: у оппозиции есть уникальная возможность претендовать на руководящие посты в Облдуме, но для этого надо уже готовиться к выборам. В общем, он за поправку!
В итоге после 14-минутного обсуждения все четыре поправки были приняты подавляющим большинством голосов. Она вступит в силу в 2015 году, и уже осенью по итогам единого дня голосования согласно новым правилам будут формироваться первые органы местного самоуправления Новгородской области.
Владимир БОГДАНОВ (фото)