Общественность и бизнес против появления в Боровичах исправительного центра
Полыновка — микрорайон Боровичей — встречает одноэтажными частными домами и двухэтажками, построенными в 60-е годы прошлого столетия. В самом ее центре — здание бывшей школы из красного кирпича. Сейчас там на первом этаже расположены библиотека и избирательный участок. Строение сильно обветшало, некоторые окна заколочены фанерой. Сейчас родителям приходится везти детей на учебу из Полыновки за несколько километров.
И вот две недели назад жители микрорайона узнали, что в красном здании будет размещён исправительных центр для осужденных. Новость для них оказалась полной неожиданностью.
Как пройти в библиотеку?
— Примерно две недели назад появились люди в форме и стали осматривать здание, измерять его. Я обрадовалась: может, в нем собираются открыть клуб или секции для ребятишек. Мужчины представились, сказали, что они из УФСИН, и здесь будет обустраиваться общежитие для осужденных. Откроют его после ремонта уже в этом году, — рассказала мне заведующая филиалом № 2 «Централизованной библиотечной системы» Марина ЗАРЕЦКАЯ. От нее-то и пошла информация в массы.
Обеспокоенные жители начали оперативный сбор подписей против того, чтобы на территории Боровичей появилось новое исправительное учреждение. Только за одни сутки было собрано около тысячи подписей. И куда их потом?
— Отдали в нашу районную администрацию, чтобы она их зарегистрировала. А дальше — хоть президенту, — не без эмоций ответил мне житель Полыновки Вячеслав САШУНОВ. — У нас в микрорайоне вообще нет никакой инфраструктуры. Единственное, что осталось, — футбольное поле, рядом с которым хотят сделать зону.
По словам полыновцев, согласно генеральному плану застройки Боровичей для жилищного строительства предполагается использовать земли в округе их микрорайона. Обещаны участки многодетным семьям, в проекте создание новых улиц. Но пока вместо этого вдруг замаячила перспектива соседства с исправительным центром. Против его размещения выступило и боровичское бизнес-сообщество, которое, предположу, и сагитировало население на акцию с подписями.
Кто хочет поработать?
Между тем новгородское УФСИН, начальство которого, судя по всему, тоже было в курсе нарастающего с середины января недовольства боровичан, подготовило обстоятельный пресс-релиз о том, что из себя собственно представляет исправительный центр и для чего он нужен. Вот некоторые выдержки:
«С 1 января 2017 года применяется новый вид уголовного наказания в виде принудительных работ. Данное наказание применяется на срок от 2 месяцев до 5 лет как альтернатива лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Хотя в общежитии нет такой охраны, как в колонии, покидать территорию центра в ночное или нерабочее время осуждённый может лишь с разрешения администрации центра».
С одной стороны, государство рассматривает исправительные центры как возможность сократить издержки на содержание осуждённых, а с другой — как шаг к гуманизации уголовных наказаний. У людей сохраняются социальные связи, а значит, уменьшится рецидивная преступность. Но, как показала ситуация в Боровичах, местная общественность может быть не готова к открытию у себя под боком, буквально во дворе, нового типа пенитенциарного заведения, больше похожего на колонию облегчённого типа.
Видимо, понимая, что одними пресс-релизами население не успокоить, с разъяснениями в Боровичи из Великого Новгорода отправилось руководство новгородского УФСИН. В районной администрации организовали специальное заседание, на которое подошли предприниматели и жители из Полыновки. Первый заместитель начальника УФСИН по Новгородской области Олег БУТЬЯНОВ рассказал о том, что в 2017 году в регионе были вынесены пока три приговора суда к наказанию в виде принудительных работ.
— В связи с отсутствием на территории региона исправительного центра осужденные направлены в Республику Карелия. Там сейчас находятся 18 человек со всего Северо-Запада. Рассчитан центр на 50 человек. В настоящее время суды редко назначают такой вид наказания, как принудительные работы, — сообщил он.
Операция «Ы»
Коммерсанты — а их собралось не меньше трех десятков человек — тактично ждали, когда Олег Бутьянов закончит свое выступление. Их больше интересовала ситуация не вообще, а конкретная: почему именно Боровичи выбраны местом для исправительного центра?
— Это — второй город по величине в области, — стала объяснять дама в погонах подполковника. — Например, в Старой Руссе нет такого количества предприятий и организаций, как в вашем городе. Обратились к вам только для того, чтобы вы поняли, эти центры все равно будут созданы. И если вы нас поддержите...
Но женщину-офицера перебили громкие заявления мужчин-бизнесменов.
— В Боровичах самая плохая криминогенная обстановка в области. Для чего нам это учреждение? На него выделено 12 миллионов рублей (из федерального бюджета. — Прим. авт.), а город не может найти 1 миллион рублей на проект центральной части города, — говорил генеральный директор ПК «Корона» Виктор САВЕНКОВ.
Кто-то из предпринимателей пошутил: мол, боровичане готовы на федеральные деньги, выделенные для создания центра, отстроить новое здание для осуждённых, но не в своём городе.
А если серьезно? Предприниматель Роман, занимающийся автомобильным бизнесом, чуть позже пояснил, почему в таком единодушии его коллеги выступили против новшества:
— Это будет, как в советском кино «Операция «Ы», когда хулиган Федя говорит Шурику: «Это не мне дали 15 суток, а нам дали 15 суток». Если мне требуется работник, ко мне его направляет биржа труда. Отказать в приеме на работу осуждённому я не имею права. Иначе придут трудовая инспекция и прочие контролирующие организации. Но заставить его работать качественно я все равно не смогу. Не прописаны в федеральном законодательстве подобные взаимоотношения. Зарплату я должен платить ему не меньше прожиточного уровня. На мне обязанность перечислять в доход государства сумму из его заработной платы в пределах от 5–20% — она зависит от приговора суда. Плюс я должен его контролировать: пришел он на работу или не пришёл.
На заседании глава администрации района Игорь ШВАГИРЕВ старался быть модератором встречи, нежели ее участником. А вот после ее окончания все-таки озвучил мне свою позицию.
— Многое недоговаривается. Главный вопрос — по контингенту центра: это могут быть и осужденные за неквалифицированный грабеж, разбой, хранение наркотиков и должностные преступления. Публика может быть разношёрстной. И людей беспокоит, а как тогда детей в школу отправлять?
На сегодняшний день УФСИН не ставит вопрос по размещению исправительного центра, как следует из его официального сообщения, «именно в г. Боровичи». Но пояснений, откроется ли он в другом городе области, ведомство не дает.
* * *
Первоначально для обустройства исправительного центра рассматривались два здания в Боровичах, находящиеся в федеральной собственности. По иронии судьбы, одно из них сейчас используется полицией. Но поскольку оба — в исторической части города, возникло предложение перенести его на окраину, в Полыновку. И в общем-то, хотелось бы, чтобы резонанс, возникший вокруг микрорайона, наконец-то привлек к его проблемам внимание районной власти и бизнеса — на заседании предприниматели много говорили о своей социальной ответственности.
Фото Владимира Малыгина