В Малой Вишере живёт внучка героя русско-турецкой войны
События недавнего XX века в сознании обывателя напрочь заслонили собой военные конфликты, которые вела Российская империя ранее. Допустим, русско-турецкие войны. Многие ли сосчитают, сколько их было в нашей истории? Но тем, кто забыл, подскажет портал историк.рф: за последние 500 лет Россия воевала с Турцией 12 раз! В среднем одну русско-турецкую войну от другой отделяло всего четверть века.
Если не считать вторжения турецкой армии на территорию Российской империи во время Первой мировой войны и напряженные отношения между Турцией и СССР во Второй, то последний военный конфликт между Российской и Османской империями состоялся 140 лет назад — в 1877–1878 годах. Поводом к началу конфликта послужило жестокое подавление восстания болгар против турецкого владычества, в котором погибли около 40 тысяч славян, включая женщин и детей.
20 минут под огнём
Победа над Турцией была невозможна без форсирования Дуная, поэтому перво-очередной задачей для российского командования стало уничтожение турецкой флотилии.
Одним из героев этой русско-турецкой войны, подвиг которого некогда гремел на всю Российскую империю, стал уроженец деревни Радоча Маловишерско-Крестецкого уезда Новгородской губернии (сейчас это деревня в составе Савинского сельского поселения), на тот момент лейтенант, а в будущем контр-адмирал, внесший неоценимый вклад в развитие русского флота, Александр Павлович Шестаков.
Вот как подвиг Александра Павловича описывается на страницах новгородской электронной библиотеки «Муравейник»: «В ночь на 14 мая 1877 года русские моряки на четырех небольших минных катерах скрытно подошли к турецкой флотилии и неожиданно атаковали корабли береговой охраны противника на Дунае. Под шквальным орудийным и ружейным огнем русские катера ударили шестами, оснащенными минами, в борт турецкого броненосца «Хивзиль-Рахман». Это был точно выверенный и безукоризненный тактический маневр: удар в кормовую часть лишал противника хода и применения кормовых орудий. Первым броненосец «Хивзиль-Рахман» атаковал лейтенант Федор Дубасов с катера «Царевич», который тотчас залило водой; затем лейтенант Александр Шестаков с катера «Ксения» под огнем нанес второй удар в тот же левый борт, довершивший гибель неприятельского судна. Оба удара были нанесены под градом бомб и пуль, весь бой происходил практически корма к корме, на расстоянии шестов, на которых крепились мины, — 6–7 метров. Успех был исключительный: через десять минут краса и гордость турецкой флотилии, самый большой и современный вражеский броненосец «Хивзиль-Рахман» тяжело осел на дно. Катер «Ксения» был забросан обломками вражеского корабля, в них запутался винт, и Шестаков стал очищать его, оставаясь почти у самого борта погружавшегося на дно броненосца и отстреливаясь из револьвера. Под непрекращающимся вражеским огнем лейтенант Дубасов, мичманы Персин и Баль подошли на трех катерах к тонущему «Хивзиль-Рахману» и сняли с него кормовой флаг. Только после этого был дан сигнал к отступлению, и провожаемые выстрелами неприятеля, не потеряв ни одного человека, четыре русских катера стали отходить. Дерзкая операция под огнем в упор заняла 20 минут».
Сердце радуется
Удивительный подвиг русских моряков обеспечил форсирование Дуная и, конечно, вскоре стал известен на Родине, где в честь Дубасова и Шестакова сочинили марш и стали украшать их портретами витрины и открытки. Александр II наградил героев первыми в той войне Георгиевскими крестами 4-й степени и отправил телеграмму: «Сердце моё радуется за наших молодцов-моряков!». Александр Шестаков получил золотую саблю с надписью «За храбрость» и чин капитан-лейтенанта. В дальнейшем в его честь был назван эскадренный миноносец «Лейтенант Шестаков», который участвовал в Первой мировой войне, но получил боевые повреждения и был затоплен экипажем в Цемесской бухте — чтобы не доставался врагу.
Впрочем, как бы ни затмевались былые подвиги подвигами последующими, говорить о том, что славное имя нашего земляка Александра Павловича Шестакова забыто, нельзя. В Военно-морском музее Санкт-Петербурга ему посвящена небольшая экспозиция, да и исторические, и краеведческие статьи о нём в Интернете в открытом доступе. Но что же со связью Александра Павловича и Новгородчины, прервалась ли она, когда он поступил в морское училище?
Династия Шестакова
Оказывается, нет, в Малой Вишере и по сей день живёт внучка прославленного моряка — Марина Петровна Смирнова. Об этом совершенно случайно от местного старожила узнала краевед Елена СИРОТКИНА, занимающаяся изучением известных маловишерских династий.
Тогда Елена собрала всю информацию и о династии Шестакова и затем опубликовала очерк в собственной газете «Моя Вишера», однако лично встретиться с внучкой героя не удалось и ей. Марине Петровне уже больше 80 лет, она тяжело болеет и согласилась только на телефонный разговор.
— Марина Петровна — моя бывшая учительница немецкого языка, — рассказала нам Елена Сироткина. — 40 лет она учила школьников сначала в Бургинской школе, затем в школе № 24. Язык она знала превосходно, потому что её бабушка, жена Александра Шестакова, была немкой. Кстати, и мама Марины Петровны, то есть дочь нашего героя, Елизавета Александровна, тоже была учительницей в Малой Вишере, ей было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР», имела она и орден Ленина. Любопытно и то, что внук Шестакова Александр (в честь деда, кстати, и названный) также связал свою судьбу с морем. После окончания в Малой Вишере школы Александр поступил в Высшее арктическое училище имени Макарова и стал океанографом.
Фото из открытых источников Интернета