В Крестцах отметили 155-летие Фёдора Сологуба
Ярчайший представитель Серебряного века, поэт-декадент, автор, творчество которого обязательно для изучения в рамках школьной программы. Это в общих чертах то, что в лучшем случае знает неискушённый читатель о Фёдоре Сологубе (Тетерникове). 1 марта, в день 155-й годовщины со дня рождения классика, в Крестцах провели традиционные XII Сологубовские чтения. Без значимого наплыва литераторов и почитателей таланта писателя — в информационном поле юбилей Сологуба остался практически незамеченным.
«Город вовсе небольшой
Над Холовою-рекой»
— Крестцам с Сологубом повезло, — скажет мне заслуженный работник образования, в прошлом учительница русского языка и литературы, а ныне краевед Анна АЛЕКСЕЕВА. — Его произведения актуальны и сейчас, хотя современным детям, надо признать, он не интересен. Но его нужно читать, чтобы знать, что есть на свете зло.
Повезло ли Сологубу с Крестцами, где он почти три года, с сентября 1882 года по август 1885 года, преподавал в городском училище — отдельная тема. Первые его публикации относятся к крестецкому периоду. Впечатления писателя от Крестец и его жителей в какой-то мере найдут потом отражение в его самом известном романе «Мелкий бес». Впрочем, назвать Крестцы — городом Сологуба по аналогии: Старая Русса — город Достоевского, организаторы чтений — сотрудники районной библиотеки — не осмеливаются. Желание это рискованное. Уж очень неприглядную картину города он передает в одном из своих писем, ставшем уже хрестоматийным: «Ученики зачастую как-то злы и дики, приводят в отчаяние своею глубокою развращенностью. Чтобы они слушались, надо чтоб они боялись. Забыто наказание, забыто и послушание. Домашняя обстановка — нищета, жестокость. Ученик шляется под окнами и выпрашивает куски хлеба — есть нечего. Пришла ярмарка, шатаются по лавкам, отыскивают, где бы стянуть...».
Тихий омут провинциальной жизни, описанный Сологубом, ой как пугает и в наши дни.
Раз, да и обчёлся
«Некоторые из сказок Сологуба настолько символичны, что можно приписывать им политический смысл, а можно и более широкий», — значилось в скромном буклете, посвящённом XII Сологубовским чтениям. На листе формата А4 нашлось место сразу для трёх текстов сказочек: «Мухомор в начальниках», «Два стекла», «Кусочек сахару». Самодельной печатной продукцией были одарены все участники чтений, большинство которых составили местные старшеклассники — после открытия культурного мероприятия они сразу погрузились в свои смартфоны. Взрослые по намеченному сценарию следовали дальше.
— Фёдор Сологуб появился в Крестцах, когда ему исполнилось 20 лет, это тот период, когда человек набирается знаний, опыта, когда раскрывается его талант, – начал своё выступление глава районной администрации Сергей ЯКОВЛЕВ. — Его жизнь пришлась на переломную эпоху, когда на территории нашей страны происходили трагические события. И, наверное, непросто было в то время заниматься творчеством, потому что самое главное — надо было научиться выживать.
Местом проведения чтений в последние несколько лет становится районный Дом культуры — здание бывшего Екатерининского собора. Разговоры о том, чтобы вернуть строению прежний статус храма, в посёлке были ещё в 1990-х годах, но ими дело так и ограничилось.
Пространство, выбранное для чтений, было явно велико для собравшейся в этот раз аудитории. На них за исключением крестецких подростков и библиотекарей прибыли: небольшая делегация литераторов из Боровичей, две барышни — младшие научные сотрудники Пушкинского Дома, где хранится личный архив Сологуба, и в буквальном смысле «раз-два, и обчёлся» почитатели творчества поэта-символиста из местного населения.
— Творчество Сологуба и Германа Банга традиционно рассматривают в контексте декадентского направления, — рассказывала филолог из Санкт-Петербурга Анастасия СЫСОЕВА. Её доклад раскрывал нюансы творческого диалога русского и датского писателей. — Оба автора имели специфическое отношение к автобиографии. Оба считали, что составлять её бесполезно, поскольку внешние факты жизни никак не передают движения души. Оба автора настаивали на прочтении художественного текста вне исторического и социального контекста. Художественный текст существует вне времени и, с определённой точки зрения, вне жизни автора.
Гений места
Кажется, что вне времени живут и улочки самого посёлка. По словам методиста краеведческого музея Надежды ПЕТРОВОЙ, гости посёлка, которым она проводит экскурсии, отмечают, что здания Крестец мало претерпели изменений со времён Сологуба.
Старший научный сотрудник Боровичского историко-краеведческого музея Андрей ИГНАТЬЕВ сообщил о малоизвестном факте — о том, как в имении Ждани, что находилось в 10 километрах от Боровичей, по воле Фёдора Сологуба, который в 1920-е годы активно занимался общественной деятельностью при Союзе ленинградских писателей, два года — с 1923 по 1925 годы — располагался Дом отдыха для творческой интеллигенции. Таким образом, приятельница писателя, прежняя владелица усадьбы, дворянка Анна Аничкова пыталась сохранить её от разрушения и разграбления. Впрочем, спустя некоторое время в Жданях организуют что-то вроде интерната для детей, а потом после пожара от усадьбы ничего не останется.
Были на чтениях и сами чтения. Дети агитбригады школы № 1 продекламировали на сцене несколько сказочек Сологуба. Их сверстники в зале наконец-то подняли глаза от телефонов. Оживились и все остальные.
— Чтения должны быть общедоступными, а специфические темы, где используется терминология, в которой могут разобраться люди с филологическим образованием, не для публичных чтений. Раньше как говорили, пришёл с улицы человек, и не важно, колхозник он или кузнец, они должны его зацепить. Говорить о сложном надо просто, — подтвердила мои мысли педагог Лариса КРЮЧЕК, готовившая детей к выступлению.
Было и торжественное возложение цветов к памятной доске, открытой в 2005 году на здании, где в 80-х годах XIX века работал учителем Фёдор Сологуб. Своему предназначению здание не изменило — в наши дни там располагается Центр дополнительного образования для детей. Из-за неимения соответствующей полочки, литераторы и библиотекари гвоздиками украсили подоконники окон и снежный сугроб — было в этом жесте что-то фантасмагорическое. Сфотографировались на память, деликатно прикрыв спинами обветшавший, со срамным словом фасад. Мне же вспомнилось замечание крестецкой учительницы Анны Алексеевны Алексеевой: «Всем хочется сказок пушкинских, народных, где добро побеждает зло. Но нужны и сологубовские, где есть абсурд и гротеск, в которых высмеиваются пороки».
Следующие Сологубовские чтения намечены на 2020 год.