или Почему в садовых центрах мало декоративных саженцев отечественного производства
Евгений ВАЩЕНКОВ, управляющий питомника растений «Дуброво», что в Солецком районе, на вопрос: «Что выращиваете?» с ходу выпалил: «Ничего съедобного».
— Многие люди еще с советских времен привыкли, что в садовых и тепличных хозяйствах выращивают огурцы, помидоры, саженцы яблонь, сливы, груши, крыжовника, смородины. Ну, может, еще многолетние цветы. И несмотря на все большее распространение ландшафтного дизайна, россияне в массе своей пока еще привыкают к тому, что дачные участки можно засадить декоративными, а не выкопанными в лесу дубами, березками, соснами, — пояснил свой ответ Евгений. — Мне часто приходится говорить клиентам, что у нашей компании непродовольственный профиль. И народ искренне удивляется...
Питомник «Дуброво» официально является крестьянско-фермерским хозяйством, занимающим 100 га. Но, по признанию Ващенкова, сосной, боярышником, березой, орехом и другими растениями в контейнерах занята пока лишь треть территории.
— У питомника несколько инвесторов, — продолжает управляющий. — Когда несколько лет назад выбирали место, определяющим фактором стали низкая, по сравнению с той же Ленинградской областью, стоимость земли и местные бизнесмены, готовые взяться за дело. В питомник вложено более 20 млн. рублей. И сейчас по оперативной деятельности мы уже вышли на ноль. Но чистой прибыли пока еще нет.
Собеседник констатирует: декоративное направление может приносить неплохие деньги. Поэтому-то в последние годы в России и появляется все больше питомников да садовых центров.
— Чего пока не хватает, так это отечественного товара приличного уровня, — продолжает разговор Евгений. — Недавно в одном из городов центральной России разразился скандал по поводу того, что стоимость новой липовой аллеи оказалась баснословной — одно деревце стоило порядка 150 тыс. рублей. Но на самом деле в этом ничего странного нет: садовые центры нашей страны в больших объемах закупают саженцы из Германии, Польши, Бельгии. Именно из-за их качества. В России же садово-парковым ландшафтом начали заниматься относительно недавно, и поэтому еще только идет работа по культивированию собственного семенного фонда. Мы у себя в питомнике тоже экспериментируем, хотя признаюсь, что изначально посадочное сырье тоже из Европы завезли. Но разово. И теперь наращиваем объемы, сами доводим растения до предпродажного размера. Что, естественно, их удешевляет. Так, например, четырехметровая сосна обыкновенная с доставкой и посадкой обходится покупателям в 40 тыс. рублей, для сравнения: за европейский образец нужно выложить свыше 100 тыс. рублей.
В 2017 году питомник реализовал товара на 6 млн. рублей. В планах текущего — поднять продажи до 10 млн. рублей.
Ващенков не скрывает: сейчас клиентами питомника являются состоятельные люди, причем из разных уголков России, и строительные фирмы, использующие в работе ландшафтные технологии. Что касается спроса, то он не снижается на протяжении вот уже нескольких лет на разные виды сосны. И на декоративную березу, как бы странно это кому-то ни казалось...
Фото автора