«Усадьба средневекового рушанина» стала кинопавильоном для фильма о Ганзе
С улицы даже намёка не было, что на территории «Усадьбы средневекового рушанина» снимается кино. Лишь жёрдочка поперёк ворот музея констатировала, что туристов в этот понедельник здесь не принимают. Картинка с хоромами, клетями, поднимающимся чёрным дымом из солеварни, внушительным частоколом из брёвен получилась для режиссера-постановщика Виктора Носкина как на заказ. На её фоне будет рассказана история любви ганзейского парня Мартина и новгородской девушки Мирославы, а также раскрыт малоисследованный сюжет о торговых отношениях Европы и Руси в Средневековье.
Документально-игровой фильм Носкина «Русская Ганза. Взгляд сквозь время» — не утверждение, а версия. Но реальные исторические события и личности, в частности — Александр Невский, Феофан Грек, Марфа-посадница, найдут в нём своё место.
— Бытует мнение, что Россия — младшая сестра Европы. Ничего подобного, — сообщил Виктор. — Ганзейские купцы учили русский язык, поскольку для торговли это было очень важно. Не поняв какой-то речевой оборот, можно было не заключить договор. Русская мера весов была признана в Европе. Из истории мы знаем, что немецким купцам запрещалось жениться на русских девушках. Значит, прецеденты были.
Главную роль — Мартина в юности — авторы фильма доверили сыграть ведущему новостей на Первом Балтийском канале Алексею КОНДАУРОВУ из Риги. Когда у него несъёмочный день, он легко может переквалифицироваться и в разнорабочего. Вот в кадр срочно потребовались яблоки и ягоды на столе, и он тут же отправился их искать.
— Для меня Ганза — это связующее звено между Востоком и Западом. Она сближала людей, — только и успел сказать мне Алексей, перед тем как режиссёр отправил его выполнять очередное поручение.
Между тем погода определённо благоволила киносъемочному процессу. В рыжем паричке и бархатистом наряде негоцианта от «Ленфильма» скромно, совсем не по-звёздному на скамеечке сидел заслуженный артист России, исполнитель десятков запоминающихся ролей в фильмах и спектаклях Юрий КУЗНЕЦОВ.
— Не скажу, что я — в XIV веке, но уже к нему приближаюсь, — пошутил он. — Вчера у меня был спектакль в Ленинграде, а сегодня я нахожусь в Руссе, хочется походить по городу, подышать, пошуршать листвой, но, видимо, не получится. Киношная жизнь такова — день-два, и надо уезжать.
Юрий Александрович играет Мартина в зрелые годы. Сейчас начнётся съёмка сцены, где за обеденным столом они с Ларисой ЛУЖИНОЙ, у которой роль Мирославы-бабушки, будут вспоминать о своей молодости, а слушать их рассказ будет внук. Кстати, озорного мальчишку играет родной внук народной артистки РСФСР.
— Получается «Ромео и Джульетта» с хорошим концом? — интересуюсь я у Ларисы Анатольевны, перевоплотившейся благодаря наряду в образ знатной новгородки.
— Всё будет нормально, — улыбается она. — Историю нужно показывать не только через войны, строительство разных объектов, но и через взаимодействие людей.
И всё-таки не из области ли фантастики — любовь юноши и девушки, у которых разные религии, нации?
— История любви Мартина и Мирославы проходит через фильм красной нитью. Никто не владеет своим сердцем, — призналась молодая актриса Юлиана РЫЖКОВА, исполнительница главной женской роли. — Мы старались проникнуться тем временем, когда существовал Ганзейский союз. И участие в этом проекте стало для меня радостью и удовольствием.
По словам Виктора Носкина, работа над фильмом завершится к концу этого года. В декабре картину сдадут в Министерство культуры РФ, а там и до её премьеры на одном из центральных каналов недалеко.