В следующем году в Новгородской области могут появиться районы без сельских поселений
Одним из первопроходцев, возможно, станет Марёвский район, где сама администрация продвигает административную реформу, подразумевающую упразднение поселений и образование муниципального округа.
В настоящее время в Марёве проходят консультации с участием местных администраций, депутатов районного и поселенческого звена, руководителей учреждений и организаций. К чему склоняется коллективный разум — об этом говорить преждевременно.
По словам главы администрации Марёвского муниципального района Сергея ГОРКИНА, укрупнение, переход к окружной системе положительно отразится на решении многих вопросов территориального планирования, бюджетирования и управления в целом. Например, сегодня широкий круг вопросов уже и так решается через МФЦ. Где он расположен? Разумеется, в райцентре.
Сейчас в районе имеется четыре поселения, считая Марёвское, делегировавшее свои полномочия районной администрации. Из остальных самое крупное — Молвотицкое. Там проживают до тысячи человек. Это в два раза больше, чем в Велильском и Моисеевском вместе взятых. Примерно треть молвотицкого бюджета — заработная плата работников администрации поселения. Штат — шесть сотрудников плюс водитель. Естественно, вероятная реформа их беспокоит. Потому как если ты не пенсионер, то по-любому надо думать, куда далее продвигать свой трудовой путь. Но ведь администрации создают не для того, чтобы кого-то трудоустроить — так, кажется?
Глава поселения Николай НИКИТИН бодрится:
— Кто хочет и умеет работать, всегда найдет для себя поприще.
Как бы то ни было, он знает, что решение — не за ним лично. И не за его коллегами. Придет время, и свое веское слово скажут депутаты.
Так-то оно так, но для некоторых из них ликвидация поселения в каком-то смысле — самоликвидация. К слову сказать, проблема выборного корпуса тоже учитывается в процессе обдумывания окружного будущего. На данный момент в районе — 32 депутата. Но это номинально, как мне пояснили в администрации района. Реально в строю — 23 народных избранника.
Глава района признает, что реформа может иметь как плюсы, так и минусы. Тот факт, что органы власти несколько удалятся от жителей, за минус он не считает:
— Команда, которая будет управлять муниципальным округом, не улетит на Марс. Дело не в километрах, а в эффективности принимаемых решений.
Будем надеяться, что нынешняя команда исполнительной и выборной властей района примет правильное решение исходя из предполагаемого повышения эффективности, выражаемой для ясности преимущественно на языке цифр.
Если власти решат жить в 2020 году по-новому, то должны будут пропустить свой выбор сквозь горнило общественного мнения. По крайней мере, через процедуру публичных слушаний, хотя их участники и не имеют права вето.
Говорят, в переменах есть смысл. Когда не получается так, можно попробовать этак. Но вот вопрос: существует ли оптимальная (не оптимизированная) система управления для района, который явно слаб экономически и демографически? Можно, конечно, побыть какое-то время в роли пилотной территории. Или тогда уж лучше сразу, минуя округа, устремиться к муниципальным уездам?
СПРАВКА
1 мая 2019 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вводит новый вид муниципального образования — муниципальный округ. Он позволяет властям российских регионов принимать закон о преобразовании сельских поселений, входящих в состав муниципального района, в единое муниципальное образование путём их объединения.