или Как ручное ткачество стало общим делом для супругов и всего села
В марёвском Доме народного творчества — самый большой спрос на ткачество. В его небольшом здании, построенном еще под сельсовет, разместилось восемь громоздких ткацких станов. Почти музейная экспозиция! Но они — самые что ни на есть рабочие машины, из которых получилось что-то вроде небольшой мини-фабрики по изготовлению домотканых салфеток, половичков и ковриков.
Если бы не директор Дома народного творчества Галина МЕРГЕНТАЛЛЕР, то, возможно, и не было бы среди жительниц Марёва ажиотажа на это увлечение. Но мастерице удалось заразить им многих местных дам и барышень. Ткачество — не единственное ремесло, которое ей удаётся, но только ему полностью принадлежит её сердце.
— Несколько лет назад я постигла эту науку. Научилась заправлять стан и ткать. Ткачество мне легко даётся, и у меня никогда не пропадает желание ткать, — призналась Галина. — На своём опыте я убедилась, что любая женщина умеет ткать, просто за станом не все могут себя попробовать. Люди устали от синтетических ковров и дорожек и хотят украшать свой дом родными, милыми для глаза вещами.
По словам рукодельницы, если в браном ткачестве использовать орнаменты с определённой символикой, то получившееся изделие становится ещё и своеобразным оберегом.
Все станы, кроме одного, в мастерской у Мергенталлер со статусом «этнографические». Созданы они были больше ста лет назад. Наши предки называли их «кроснами». Исследователи считают, что это слово находится в кровном родстве с древнерусским словом «крес» — пламя, огонь. А какой огонь ярче всех горит? Естественно, солнце. Образ его во всех старинных узорах и воплощался.
Каждая кросна в районном Доме народного творчества в своём роде уникальна. Они разные по высоте и ширине, по комплектации. Двух одинаковых нет. У каждой — свой нрав и свои возможности. Правда, самый любимый инструмент у Галины — стан, сделанный руками её супруга, столяра Николая КУЗЬМИНА. Мечту Галины он воплотил больше двух лет назад. На нём она может реализовать любые по сложности орнаменты.
Впрочем, вопрос о том, кто определяет характер стана: мужчина или женщина, — открытый. Раньше стан был обязательной составляющей внутреннего убранства избы. Изготавливал его, как правило, хозяин дома, но исходя из предпочтений мастерицы. Помимо этого он должен был уметь мастерить из дерева ещё и домашнюю утварь, и стол, и лавки.
Пожалуй, Николай Кузьмин — единственный в области специалист по станам. Какие-то идеи для их изготовления находит в старых образцах, какие-то — подсказывают его коллеги-столяры.
— На один стан у меня уходит месяц работы, — сообщил мастер. — Это не серийное производство и не штамповка, поскольку ткачихи хотят, чтобы в функционировании стана учитывались их требования. Например, во внимание берётся рост мастерицы.
Заказов Кузьмину пока поступает не так много. Но, учитывая растущую популярность ткачества, его новое дело может оказаться весьма востребованным.