«Новгородоблэлектро» потратит 11 миллионов рублей на благоустройство мемориала в Жестяной Горке
В апреле планировался большой субботник — так в самой организации называют коллективный выезд на подшефный объект. По понятным причинам мероприятие, скорее всего, будет перенесено на май. В любом случае свои обязательства горсеть выполнит.
Речь идёт об обустройстве парковки (очень вместительной), разбивке центральной аллеи, которая будет вымощена плитняком, озеленении и прочем благоустройстве. Организация взяла на себя и расходы на погребение останков мирных жителей, расстрелянных фашистскими карателями у деревень Жестяная Горка и Чёрная Батецкого района.
Напомним, что открытие мемориала в Жестяной Горке, предположительно, намечено на май-июнь этого года. Это будет событие федерального масштаба.
Однако благоустройство территории и установка памятника Скорбящей матери (средства на памятник предоставило Российское военно-историческое общество) — это только первый этап. В дальнейшем предполагается строительство пантеона и часовни. Решение о сроках и финансировании будет принято на областном уровне.
Продолжается и поиск останков. На данный момент эксгумировано более 500 убиенных. Тогда как, по актам ЧГК, в расстрельных ямах их должно быть в разы больше.
Ясно одно: Жестяная Горка станет вечной памятью мученикам и вечным обвинением палачам. Так должно было быть. Пусть без малого через 80 лет после трагедии. И всё же что стало точкой отсчёта?
В апреле 2019-го Жестяную Горку посетил губернатор Андрей Никитин. Так родилась история будущего мемориала. Глава Батецкого района Владимир Иванов и генеральный директор «Новгородоблэлектро» Алексей Муравин подписали соглашение о шефстве над захоронением.
А началось все с элементарной уборки. Потом подтянулись поисковики. За ними — следователи. Было возбуждено уголовное дело по факту геноцида мирного населения.
Я спросил у Алексея Анатольевича Муравина о том, что думалось и чувствовалось год назад. Может, был у него какой-то личный мотив?
— Да, был, — ответил он. — Такой же, как у любого в России. Мои деды воевали. По нашей семье тоже прошлась война. Хотя и не так, как здесь. Все-таки корни мои на Урале. Но какое это имеет значение, откуда ты, здесь, в Жестяной Горке? Расскажу такой случай. Буквально недавно в очередной раз ездил туда. Подходит женщина, спрашивает, почему на памятнике нет фамилии её родственника, который, как она выяснила, был здесь расстрелян. Объяснили, что фамилии есть только на воинском захоронении, а памятник мирным жителям еще только устанавливается. Люди помнят, ждут, будут приезжать снова и снова. Я всё больше и больше убеждаюсь, насколько это нужно — то, что сейчас происходит в Жестяной Горке.
— Бывают такие моменты: раз, и началось. Как звёзды сошлись на небе. Мы же, когда начинали разведки, представить себе не могли, какой масштаб всё это примет. Конечно, здесь большая заслуга и «Новгородоблэлектро», его руководства, активно участвующих в этом процессе.