Ещё один город Новгородской области мечтает о членстве в Ганзейском союзе
Нельзя сказать, что Сольцам не даёт покоя прошлогодний успех Старой Руссы, принятой в престижное международное сообщество торговых городов Средневековья. Скорее уж там были вдохновлены опытом Порхова — райцентра Псковской области, ставшего ганзейским в 2016-м. Например, ещё на стадии приобщения соседей к евросотрудничеству приглашали в гости краеведа, почётного гражданина Порхова, создателя единственного в России музея Ганзы Мартина Нармонтаса.
Вот она — роль личности в истории! Мартин Петрович чуть ли не в одиночку продвинул Порхов в Европу. Нашёл в Германии (в Любекском городском архиве) документы, подтверждающие участие Порхова в средневековой ганзейской торговле. Участие, правда, было не всегда на пользу купеческому делу. Аж 27 имён разбойничков, покушавшихся на чужой товар, на века записаны латынью на пергаменте.
Кто знает, может, и Сольцы помянуты в европейских анналах. Город, как и Порхов, стоит на реке Шелони, ниже по течению. Основан более чем на столетие позднее псковского собрата, но во времена существования Ганзейского союза очень даже вписывается. Купцов наверняка видел. Может, даже зарабатывал на маршруте.
— Сольцы возникли в том месте, где из-за порожистого участка реки была надобность в перегрузе с ладьи на телегу, — полагает сотрудник местного краеведческого музея Сергей СКИРЧЕНКО.
В общем, этакая перевалочная база с волоком и, возможно, ремонтом судов. Так ведь и Порхов не был местом проведения шумных купеческих ярмарок.
Вопрос в другом. И звучит он просто: зачем это (то есть членство в Ганзе) надо? Его, между прочим, вполне себе обывательски задают и в Великом Новгороде. В ответ — престиж, узнаваемость, культурный обмен, народная дипломатия (Ганза — вне политики). Как следствие — перспективы развития туризма. Может, и в каких-то других отраслях. Через деловую коммуникацию. Но это точно не благотворительный фонд.
Хотя касаемо Великого Новгорода член президиума международного Ганзейского союза Нового времени Ольга ПОПОВА всегда может напомнить про Никольский собор: «Он отреставрирован на средства, значительная часть которых была собрана европейскими городами, входящими в Ганзейский союз». Но это Новгород. И это отдельный случай.
Что выиграл Порхов? Мартин Нармонтас говорит о самоуважении, самоорганизации. Нужны лидеры, патриоты своего края. Нужны заинтересованность и поддержка местных властей. Всем им от ганзейских амбиций станет только труднее: выход на международный уровень требует ставить перед собою планку выше. И придётся самим изыскивать ресурс.
В Сольцах мечтают о реставрации усадьбы князей Васильчиковых. Выигран грант проводимого региональным министерством культуры конкурса инновационных проектов «Новгородика» — 100 тысяч рублей.
Будут созданы репродукции портретов известной дворянской семьи. Если о вещах более практических, то одна лишь замена окон усадьбы — это уже 200 тысяч. Ресурса нет.
— А Васильчиковы — это Бородино, Париж, Крым, — говорит директор Солецкого краеведческого музея Валентина ЛАСТОЧКИНА. — Не перевелись же в России меценаты. Наверное, нам нужно стремиться быть больше на слуху, продвигать имя своего города.
И в этом смысле ганзейская идея может оказаться не без пользы. Ведь под лежачий шелонский камень вода не течёт...