В Шимске запустили производство по изготовлению берестяных украшений для керамической посуды
«Берёста» — молодой российский бренд предметного дизайна, под которым выпускаются керамические кружки с берестяным украшением. При эстетической привлекательности они не теряют функциональности и удобства — кружки, если в них налить горячий напиток, не обжигают руки.
По словам одного из авторов бренда, руководителя Международного центра ответственного туризма, москвички Наталии ДРОНОВОЙ, история «Берёсты» началась в 2017 году. Первое, что требовалось для реализации проекта, подключить к нему опытных мастеров.
В Шимске им удалось познакомиться с мастером-берестянщиком Алексеем Высоченковым. Как отметила Наталия, свои изделия он делал качественно:
— Мы искали контакты с ремесленниками, занимающимися изготовлением берестяных предметов, в нескольких регионах. И всё-таки приглянулась Новгородская область, поскольку к нам она наиболее близко расположена. Вариант, на каком остановиться районе, прорабатывали во время телефонных разговоров, заинтересованность почувствовали у шимского мастера. И уже при встрече с ним обнаружили, что и береста у него отличная. А вот качественную керамику искали по всей России. Сейчас, когда бренд получил известность, к нам обращаются мастера-берестянщики из других областей, но мы менять свой выбор не собираемся.
Около года назад в Шимске Наталия Дронова зарегистрировала ООО «Берёста», а осенью запустила небольшое производство по обработке местного сырья. На предприятии береста вырезается по определённым размерам под конкретный товар. Здесь же на неё наносится тиснение с помощью специального клише. Оборудование удалось приобрести по гранту от Новгородского фонда развития креативной экономики. А при участии регионального Центра поддержки экспорта теперь кружки с элементами новгородской бересты продаются через международную электронную торговую площадку Etsy.
Кроме того, «Берёста» вышла с инициативой сделать территориальный бренд «Береста Шелонская». Если он будет согласован и подтверждён, производители украсят им линейку своей продукции, таким образом, покупатели получат представление о месте, где создавался товар.
Наталия Дронова считает, что ситуация, когда человек, используя в быту какие-то вещи и попутно, благодаря ли интересным элементам, изображениям или традиционной росписи на их поверхности, открывает для себя ещё что-то познавательное из истории культуры, имеет положительный эффект и особую притягательность. Так, по словам предпринимательницы, самая популярная у потребителей коллекция «Берёсты» — «Онфим»:
— В этом году у нас началось сотрудничество с Новгородским музеем-заповедником. Мы заключили с ним договор, по которому у нас есть право на воспроизводство рисунков и записей мальчика Онфима с грамот XIII века, хранящихся в музее. Совместно с его специалистами мы подготовили об этом историческом персонаже информационный листок, прилагающийся к кружке. Очень важно, чтобы элементы нематериального культурного наследия транслировались в культуру потребления.
Кстати, дизайнерские кружки «Берёсты» с Онфимом сейчас выставлены в витринах нескольких московских магазинов.