Грузовики на трассах Новгородской области будут взвешивать в автоматическом режиме
Чтобы асфальтированная дорога находилась в хорошем состоянии, её мало отремонтировать. Нужно сделать так, чтобы покрытие как можно дольше оставалось в нормативном состоянии. Это зависит не только от соблюдения технологии ремонта и качества асфальтобетона, но и от нагрузки. Если по дороге будут постоянно колесить грузовики с превышением норматива массы, то колейность, трещины, а затем и выбоины появятся гораздо раньше срока.
Избежать этого помогают пункты весогабаритного контроля, которые устанавливают на федеральных и региональных трассах на участках с высоким трафиком. Они бывают стационарными, где требуется участие человека, и автоматическими, способными измерять вес и габариты транспорта без помощи специального сотрудника.
Один подобный комплекс установили на трассе М-10 неподалёку от поворота на Чудово в декабре 2022 года. На днях сотрудники Росавтодора, отвечающего за содержание бесплатных федеральных магистралей в стране, рассказали о пользе работы поста.
Штрафы — не самоцель
По словам заместителя начальника Управления эксплуатации автодорог Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Романа БЕККЕРА, в стране выполняют программу по восстановлению существующих и введению новых автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). К концу 2030 года на федеральной дорожной сети заработают 417 пунктов, из которых 371 будет находиться в ведении Росавтодора.
— Многие перевозчики, стремясь снизить издержки, зачастую при перевозке делимых грузов превышают грузовые параметры, требования по габаритам, весу на ось, общей массе транспортного средства, что приносит большой вред автодорогам, — рассказал Роман Беккер.
Оценивая ущерб, который получают дороги страны, Роман Беккер отметил, что речь идёт о миллиардах рублей в пределах одного региона. Автоматический пункт весогабаритного контроля позволяет без участия человека зафиксировать превышения по массе и габаритам, передать собранную информацию по зашифрованным каналам связи в единый центр обработки данных — Росдормониторинг. Его сотрудники обработают информацию и направят её в Ространснадзор для администрирования, а далее нарушителю придёт «письмо счастья» с указанием суммы штрафа. Они измеряются сотнями тысяч рублей и расходуются, кстати, целевым способом — только на ремонт дорог.
Роман Беккер подчеркнул, что цель работы автоматических пунктов весогабаритного контроля — не в сборе штрафов, а в предупреждении нарушений Правил дорожного движения. Владельцы компаний, занимающихся грузоперевозками, будут стремиться соблюдать требования к массе и габаритам. И это работает. С момента установки пункта в Чудовском районе число соответствующих нарушений здесь сократилось в три раза.
Сколько вешать в тоннах?
АПВГК, установленный на чудовском участке, разработали и выпустили в российской компании «Тензо-М». Это самое крупное отечественное предприятие по производству весоизмерительной техники. На федеральных и региональных дорогах стоят уже не меньше 300 пунктов весогабаритного контроля, которые собрали в Подмосковье.
— Пункт устроен таким образом, что избежать фиксации нарушения, если грузовик имеет превышение по массе и размерам, практически невозможно, — рассказал Михаил СЕНЯНСКИЙ, генеральный директор «Тензо-М». — Пункты находятся на обеих сторонах дороги. Каждый снабжён датчиками, встроенными в дорожное покрытие на одном уровне с асфальтобетонным покрытием. Длина датчиков — около 2 метров, ширина — 6 см. Они пересекают проезжую часть практически полностью, и объехать их ни посередине, ни по обочине невозможно.
За те миллисекунды, в которые каждое колесо грузовика оказывает давление на датчик, техника успевает считать массу всего транспортного средства и нагрузку на ось. Установленные на металлической рамке лазерные сканеры определяют габариты, а комплекс фотовидеофиксации выполняет съёмку регистрационного номера. С какой бы скоростью грузовик ни двигался, система срабатывает за считанные секунды — уже через несколько десятков метров водитель на установленном на дороге табло обратной связи может увидеть, нарушил он весогабаритные нормы или нет.
Как и любая техника, автоматический пункт весогабаритного контроля имеет погрешность измерения, которая составляет плюс-минус 10%. Разница всегда трактуется в пользу водителя.
Помешать фиксации нарушения может только погода. Если, например, дорогу не очистят от наледи или толстого слоя снега, или камера фотовидеофиксации «не разглядит» номер транспортного средства из-за дождя, снегопада или тумана.
Есть исключения
Пройти проверку автоматического пункта весогабаритного контроля без каких-либо последствий для кошелька могут только владельцы грузовиков со спецразрешением. Главным условием для его получения должна быть транспортировка неделимых грузов, которые объективно невозможно перевозить на нескольких грузовиках, как, к примеру, древесину, песок или щебень.
— Выдачей спецразрешений занимается Росдормониторинг, — сообщил заместитель начальника Управления дороги «Россия» Антон ЛЕТОВ. — Водитель должен подать заявку, указать маршрут следования, после согласования со всеми субъектами и заинтересованными сторонами выдадут разрешение, если габариты или весовые параметры транспортного средства превышают установленные нормы.
По словам Антона Летова, на федеральных трассах Новгородской области, входящих в ведение Росавтодора, появятся новые автоматические пункты весогабаритного контроля. Их будут устанавливать в том числе в рамках капитального ремонта дорог, как это было и в Чудовском районе.
В планах дорожников монтаж АПВГК на трассе Р-56, проходящей по территории Новгородского, Шимского районов и Солецкого округа, на дороге А-122, пересекающей Пестовский и Демянский округа, Валдайский и Холмский районы, а также на других участках М-10.
Теги: Новгородская область, весогабаритный контроль, грузовики