В Новгородской области с помощью беспилотников планируют проверять качество ремонта дорог
В Новгородской области расширяют сферу применения беспилотных авиационных систем. Беспилотниками уже начали пользоваться в сельском хозяйстве для обработки посевов. По итогам июньского проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2024» в Сахалинской области новгородская команда стала одной из лучших в сфере использования технологий беспилотных авиационных систем.
На минувшей неделе в Холмском округе провели тестирование инновационной технологии лазерного сканирования местности дорожного полотна с помощью БПЛА. Эксперимент ещё в процессе. Директор Центра поддержки развития АПК Новгородской области Денис РАЕВ посвятил в его детали.
— Мы уже имеем опыт применения БПЛА в различных отраслях, для нас это не ново, и сейчас мы просто развиваем уже имеющиеся компетенции, — рассказал он. — Помимо сельскохозяйственного направления есть ещё несколько — обследование водоёмов, лесов, свалок, карьеров по добыче полезных ископаемых, охотничьих угодий, зарослей борщевика Сосновского.
После общения с коллегами из других регионов на «Архипелаге» новгородцы задумались о том, что БПЛА можно применять и в дорожном хозяйстве — для проверки качества укладки асфальтобетонного покрытия.
Для сканирования местности беспилотник оснастили фотокамерой и лазерным лидаром. Во время облёта дороги фотокамера делает ортофотоплан — огромный снимок дорожного покрытия в натуральную величину, а лидар, испускающий лазерные сигналы на 360 градусов, в том числе до поверхности дороги, создаёт облако точек, из которых делают 3D-модель нужного объекта. Лазерное сканирование позволяет получать высокоточные данные о рельефе и состоянии инфраструктуры, а это важно для планирования ремонтных работ и повышения безопасности дорожного движения.
Для получения точных данных сканирование проводят в два этапа. Сначала до снятия старого асфальта и после фрезерования, затем — над выравнивающим слоем, а потом — и над вторым, финальным. По результатам сканирования специалисты создают точную 3D-модель, отражающую толщину дорожного покрытия.
В завершение эксперимента в дело вступят специалисты областного учреждения «Новгородавтодор» и представители стройконтроля. Сделав вырубки свежего асфальта в определённых точках, они смогут сравнить их толщину с толщиной покрытия в 3D-модели. Если всё совпадет — прекрасно! Значит, идея новгородцев работает, и её можно будет применять во время ремонта дорог, а также до и после него.
В Холмском округе дрон запустили над автодорогой Шимск — Старая Русса — Холм, где сейчас идёт ремонт. Беспилотник пролетел над полуторакилометровым участком и собрал нужные данные.
В тестировании принимали участие не только сотрудники отдела отраслевого применения беспилотных авиационных систем областного минсельхоза и «Новгородавтодора», но и Новгородского университета, который занимается научным сопровождением проекта.
В первый день участники эксперимента сделали ортофотоплан выравнивающего слоя асфальтобетона и провели его лазерное сканирование, а на следующий день то же самое проделали над финишным слоем. Сейчас сотрудники отдела отраслевого применения БПЛА обрабатывают собранные данные, которые помогут создать объёмную модель внешнего слоя дорожного покрытия.
По мнению Дениса Раева, есть все предпосылки для того, чтобы тестирование завершилось успешно. Так что остаётся только пожелать удачи всем участникам эксперимента.