Спасённый жителями Крестецкого округа лебедь-кликун умер
В октябре на одном из рыборазводных прудов в крестецкой деревне Рогвино произошла трагическая история, которая многим наверняка напомнит сюжет очень грустной, пронзительной повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
В начале месяца здесь погиб один лебедь-кликун, а спустя несколько дней местный житель Игорь Золин нашёл второго ослабленного лебедя, которому была очень нужна помощь человека. Как ни старались люди, спасти птицу не удалось.
Началось всё с того, что в крестецкую полицию обратились жители деревни Рогвино, пожаловавшиеся на охотника, который, по их словам, выстрелил из ружья в летящего лебедя. Поняв, что допустил непоправимую ошибку, стрелок быстро собрал вещи и уехал на машине, рассказали в пресс-службе УМВД региона.
Когда полицейские обошли обмелевший водоём, всё подтвердилось — они нашли в воде застреленного лебедя. И очень быстро, уже на следующий день, установили того, кто стрелял. 36-летний житель посёлка Крестцы оправдался тем, что в сумерках перепутал лебедя с уткой.
Лебедь-кликун включён в Красную книгу Новгородской области, и охота на него запрещена. Поэтому охотничье ружьё и патроны у мужчины изъяли и возбудили уголовное дело по статье «Жестокое обращение с животными».
Тот самый рыборазводный пруд находится прямо перед окнами дома Игоря Золина, который и был одним из тех, кто обратился в полицию. Он знал, что лебедей было шестеро — двое родителей, гнездившихся здесь последние несколько лет с весны до осени, и четверо птенцов. По словам мужчины, охотников было двое, и стреляли они в семью — все птицы находились в полёте.
После той злосчастной охоты остальные пятеро лебедей пропали, а спустя несколько дней на воду вернулся один из них. Игорь Золин думает, что он долго прятался в кустах, но в конце концов выбрался на открытое место — нужно было найти пищу.
Сразу было понятно: с лебедем что-то не так. Он был явно истощён, с трудом дышал. Мужчина аккуратно накинул на него сеть и бережно отнёс домой, где тот смог попить воды и немного подкрепиться. Даже сумел встать на лапы. Но осмотреть себя не давал: чуть что — пытался ущипнуть.
Тогда Золин обратился за помощью в Региональный центр природных ресурсов и экологии. Там при поддержке главы областного минприроды Александра Юрченко быстро подыскали транспорт, чтобы отправить лебедя в Санкт-Петербург — в Центр реабилитации и реинтродукции диких животных «Сирин». Как рассказал директор регионального центра Станислав Дмитриев, новгородцам уже приходилось сотрудничать с этим благотворительным фондом по «птичьей линии».
22 октября птицу доставили в Великий Новгород, а затем — в Питер. Но спасти её не удалось. По словам директора Центра Ксении Михайловой, лебедь находился в терминальном состоянии, у него был отёк лёгких. Установить точную причину смерти можно будет только после вскрытия. Игорь Золин предполагает, что его подопечный был ранен и, упав с высоты, получил травматический удар, попросту отбив лёгкие. В слова охотника про утку, с которой тот якобы спутал лебедя, Игорь Валерьевич не верит — лебеди намного крупнее.
Вернутся ли белые птицы в Рогвино? По словам мужчины, каждую осень здесь останавливаются и лебеди, и цапли. Жители собрали подписи в защиту предложения об ограничении охоты на прудах осенью и весной — на время пролёта пернатых. Однажды люди уже обращались в местный охотничий клуб, но получили отказ. Теперь хотят обратиться с этим в областное министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии.
Глава регионального комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Дмитрий ГРАФОВ, отметил, что такое решение должно быть обосновано.
— В первую очередь нужно наказывать людей, совершающих подобные преступления, — сказал он. — В Новгородской области охотник, стреляющий в лебедя, хорошо знает, в кого он целится — в краснокнижную птицу.
Если вина стрелявшего будет доказана, его, скорее всего, ждут лишение охотничьего билета минимум на год и уголовное наказание. Санкция статьи предусматривает до трёх лет за решёткой. Но будет и другое наказание — смотреть в глаза людям.