Список знаменитых гостей Окуловки, который азартно, любовно и трепетно составляет местный краевед, поэтесса и куратор литературного музея «БиблиОтечество» Марина ПАСКУЛЬ, совсем недавно пополнился ещё одним громким именем. Наряду с поэтом Николаем Гумилёвым, художником Исааком Левитаном, инженером и изобретателем Михаилом Токарским, политиком Михаилом Родзянко, поэтом, драматургом и композитором Серебряного века Михаилом Кузминым, ярким представителем «деревенской прозы» Фёдором Абрамовым, поэтессой Ольгой Берггольц, «детским писателем» Виталием Бианки среди отдыхающих в Окуловке краеведом был обнаружен…Впрочем, обо всём по порядку.
По мнению Марины, историю Окуловки действительно можно назвать удачной: озёрная сказка провинции — что может быть лучше для ценителя красоты северо-западной природы?
Настоящее открытие новгородской жемчужины случилось на рубеже XIX–XX веков: в 1851 году заработала Николаевская железная дорога. Окуловка стала железнодорожной станцией 2-го класса. Вокзал, правда, построился вдали от производства и усадебных пространств, зато возникла привокзальная часть поселения и переросла в станционный городок между двумя столицами — Москвой и Петербургом.
— Мы и сейчас шутим, что у нас хорошие соседи, близко от центра и тишина в подарок! Действительно, каких-то 2–3 часа и вы оказываетесь в Стране Див, — поясняет Марина Паскуль. — Упомянутый уже поэт Николай Гумилев бывал в Окуловке несколько раз и однажды написал здесь необычайное стихотворение «Маркиз де Карабас», куда спрятал окуловские реалии и загадки:
И дичь в лесу, и сосны гор,
Богатых золотом и медью,
И нив желтеющих простор,
И рыба в глубине озёр
Принадлежат вам по наследью.
Наследие провинции сразу же оценили сметливые предприниматели. От дачников в Окуловке в ту впору отбоя не было: кого только ни перебывало в их именитых рядах! И всё-таки для Марины настоящей сенсацией стала новая фигура, причастная к местному краеведению.
— Я давно занимаюсь темой «Знаменитые пассажиры», с удовольствием открываю эту портретную галерею и радуюсь, что ее всё ещё можно продолжать. Итак, в Окуловке находилось имение «Горы» герцога Николая Лейхтенбергского. Вот к нему-то в августе 1910 года и приезжает член Российского императорского дома, президент Императорской Петербургской академии наук, переводчик и драматург. Кто бы это мог быть? Сам Его Императорское Высочество великий князь Константин Романов, внук Николая I, известный еще и как поэт, подписывающий свои произведения загадочными литерами К.Р. — рассказывает Марина. — Однажды я увидела в магазине книгу Константина Романова. Купила, прочитала и подумала: а не был ли он у нас? Просто интуиция сработала. Пошла искать по всевозможным архивам, а когда совсем отчаялась, нашла!

В дневнике Романов так описывает свое путешествие: «Мой вагон отцепили в 5-м часу утра на ст. Окуловке, никто меня не беспокоил, и я прекрасно выспался. За мной приехал в шарабанчике преображенец полковник герцог Н.Н. Лейхтенбергский с 14-летним сыном Колей, кадетом 1-го корпуса, и повез в свое имение «Горы». Окуловка в Крестецком уезде Новгородской губернии, а имение — в Валдайском, в 14 верстах от станции. Дорога неважная, но лучше, чем от Волоколамска в Осташево. Утро было не слишком теплое, но солнечное. Ехали немногим более часа. Места довольно живописные, особенно когда открывается вид на Боровенское озеро, на самом берегу которого расположены «Горы». Проезжали только одну деревню, Перестово, на вид беднее, чем у нас в Московской губернии. Прекрасный, принадлежащий Лейхтенбергским сосновый бор. В «Горах» каменный дом, густо обросший деревьями. Дети встретили нас неподалеку от дома, а Марья Николаевна поджидала на крыльце… Накрапывал дождь. Зная мои привычки, мне дали отдохнуть. После чая я с хозяевами, Колей и двумя гребцами сел в лодочку и поплыл через озеро. Пригревало солнце. Через три четверти часа пристали к берегу у Домовичей, имении Пети и Ольги. Осмотрели очень уютный дом, любовались видом на озеро, много лучшим, чем из гор…».
Теги: Окуловка, краеведение, история, Марина Паскуль