Почему в очередной раз подорожали коммунальные услуги и насколько обоснован этот рост? Как формируются эти тарифы и кто контролирует расходование средств? Почему в Новгородской области тарифы считаются умеренными и что бывает с теми, кто идёт на популизм? Как быть, если за электричество заплачено, но его нет?
На эти и многие другие острые вопросы ответит человек, который лучше всех в нашем регионе разбирается в коммунальных платежах — Виталий ПАВЛЕНКО, председатель комитета по тарифной политике Новгородской области.
Откуда берутся цифры в квитанции?
— Виталий Сергеевич, почему очередное подорожание происходит с 1 июля, а не, скажем, с 1 октября или 1 мая?
— Эту дату определило Правительство Российской Федерации. Ежегодно с 1 июля по всей стране происходит смена тарифов. Это — федеральная норма. Соответственно, издаётся распоряжение Правительства страны, которое устанавливает индекс роста тарифов.
Кроме того, это в немалой степени связано с подготовкой к зиме. Все ресурсоснабжающие и обслуживающие организации закупают технику, материалы, горючее, словом, готовятся к холодам.
— Из чего, собственно, состоят тарифы? Это ведь не только себестоимость электричества, газа, воды, вывоза мусора?
— Верно. При установлении тарифов мы учитываем ремонтный фонд. То есть расходы на модернизацию сетей, оборудования, техники. Обязательно учитываются зарплата работников, горюче-смазочные материалы, налоги — это всё входит в тариф.
Расскажу, откуда берутся цифры в квитанции. Ежегодно все организации приносят нам тарифную заявку. Это несколько коробок с документами. Там все расчёты по зарплате для каждого сотрудника, все договоры на ремонт, на закупки, на материалы. И каждая цифра должна быть подтверждена документально.
— Насколько в Новгородской области тарифы выросли по сравнению с другими регионами Северо-Запада?
— У нас тарифы увеличились в среднем на 14,7 процента. Это, так сказать, «средняя температура по больнице». Где-то рост чуть больше, какие-то услуги не подорожали вовсе. Кроме того, в этом году по поручению главы региона Александра Дронова был ограничен уровень тарифов на тепло. Он составляет в районах области не более 3,5 тысячи рублей за одну гигакалорию.
Если говорить о Северо-Западе, мы придерживаемся разумной середины. То есть не взвинчиваем тарифы до небес и не идём на популизм, искусственно их занижая.
Приходится учитывать специфику региона: у нас область достаточно большая, при этом относительно малонаселённая. И это ведёт к тому, что себестоимость всех услуг намного больше.
Если говорить откровенно, у нас все тарифы предусматривают льготы для населения. То есть себестоимость выше, чем платят люди. И разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения возмещается из бюджета региона. Мы на протяжении многих лет стараемся с тарифами не заигрывать. Ведь если их не повышать в соответствии с инфляцией, то компании обанкротятся, некому будет вывозить мусор или чинить трубы. А если идти на популизм, искусственно сдерживая тарифы, то у региона будет меньше ресурсов, чтобы развивать, скажем, социальную сферу или строительство дорог. Поэтому мы плавно двигаемся из года в год, без экстремальных скачков.
Нужны время, деньги, трудозатраты
— Большинство людей прекрасно понимают, что, когда дорожает всё, коммунальные услуги не могут быть исключением. Человек исправно платит, например, за электроэнергию, но подул ветер, разразилась гроза, и электричества не стало…
— Верно. Многих потребителей возмущает не столько рост тарифов, сколько некачественные услуги ЖКХ.
Что касается электроснабжения, ситуация самая острая. И возникла она не сегодня, и даже не вчера. Нам надо искать причины проблемы в недофинансировании, которое шло с нулевых, и даже с девяностых годов. Сегодня, 20–30 лет спустя, мы пожинаем плоды. И нельзя рассчитывать, что ситуация исправится в этом или следующем году. Чтобы надёжность энергосетей кардинально увеличилась, нужны очень большие деньги, время и трудозатраты.
И сегодня мы задействуем все источники, чтобы восстановить энергосети. Новгородский филиал «Россетей» — предприятие убыточное. С целью его оздоровления мы первыми в России в 2023 году заключили трёхстороннее регуляторное соглашение. Мы каждый год устанавливаем этому предприятию тариф, превышающий инфляцию. И к 2027 году мы должны выйти на точку безубыточности.
Если бы мы кардинально подошли к этому вопросу, тариф вырос бы резко. Мы же действуем аккуратно, учитывая интересы и потребителей, и ресурсоснабжающей организации. Да, за счёт роста тарифа мы не сможем реконструировать все изношенные сети. Но это — один из кирпичиков, который в совокупности с бюджетными ассигнованиями поможет решить проблему.
Напомню, что прежний губернатор Андрей Никитин инициировал мероприятия по повышению надёжности энергетического комплекса на 6 миллиардов рублей. Это средства федерального бюджета. И первые транши уже начали поступать. Повторюсь, всё это в совокупности должно помочь нам вывести энергетику из кризиса.
Мы всё видим!
— То есть человек, который платит за электроэнергию, вправе считать, что вносит лепту в восстановление изношенных энергосетей?
— Конечно. В стоимость каждого киловатта заложены средства на зарплату работников, ремонт сетей и новое оборудование.
— Есть мнение, что энергетики только прикидываются бедными, жалуются громче всех, а сами имеют сверхприбыли…
— Я бы так не сказал. Никаких сверхприбылей у сетевых компаний нет. Это мы точно знаем. Мы анализируем их финансово-хозяйственную деятельность и можем отследить каждый рубль, который заплатили потребители. У нас, то есть у комитета по тарифной политике, есть вся отчётность этих организаций. И не стоит считать, что никто их не контролирует. Мы всё видим!
Если в тарифе заложены те или иные работы, но они не выполнены, эти деньги мы снимаем с валовой выручки следующего года.
Что касается перебоев с электричеством и любой другой некачественно оказанной коммунальной услуги, то существует механизм перерасчёта, которым может воспользоваться добросовестный плательщик. У нас есть Госжилинспекция, есть управление Федеральной антимонопольной службы, куда можно обратиться и отстаивать свои права. Если мы говорим об энергоснабжении, то в Новгородской области есть гарантирующий поставщик энергоресурсов — «ТНС энерго», к которому могут применяться штрафные санкции.
— Если у меня во время грозы пропало электричество, и пропало на несколько часов, я могу обратиться в ФАС и ГЖИ, потребовать перерасчёта?
— Да. Свои права знать нужно. И механизмы защиты потребителей коммунальных услуг у нас есть. Ведь «ТНС энерго» — не просто посредник между производителем электроэнергии и потребителем. Это гарантирующая организация. Следовательно, она несёт ответственность за то, чтобы у потребителя было электричество. Если мы честно платим по квитанциям, то имеем право получать качественные услуги.
Новгородская область — один из немногих регионов России, где у всех тепло-, энерго-, водоснабжающих организаций есть инвестиционные программы, предполагающие модернизацию коммуникаций.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Юлия БОРОНЕНКО, член Общественной палаты Новгородской области, председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ:
— На днях мы, собственники жилья в многоквартирных домах, получим счета на оплату коммунальных услуг. У многих могут возникнуть вопросы о правильности начисления: суммы будут больше из-за повышения тарифов.
Как всегда, эксперты «Школы ЖКХ» готовы помочь новгородцам разобраться в начислениях. По пятницам на Прусской, 22 продолжает работать наш проект «Межрегиональный оперативный штаб Новгородской области по вопросам ЖКХ»: запись на консультацию по тел. 8-960-200-90-64. В сентябре в КЦ «Диалог» возобновит работу «Жилищный четверг», где также продолжатся консультации по проблематике ЖКХ и управления домами. Напомню, что на защиту интересов новгородцев нацелена и комиссия по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты Новгородской области.
Если нами и нашими экспертами будут выявлены ошибки в начислениях, по предписанию инспекции Госжилнадзора и лицензионного контроля региона будет произведён перерасчёт.
Автор: Иван КНЯЗЕВ
Теги: тарифы, ЖКХ, Новгородская область















