Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Честно о тарифах: куда идут наши денежки?

Или почему в отношении ресурсоснабжающих организаций нужны не резкие, а взвешенные решения

Честно о тарифах: куда идут наши денежки?

Фото: Валентина Спиридонова

Почему в очередной раз подорожали коммунальные услуги и насколько обоснован этот рост? Как формируются эти тарифы и кто контролирует расходование средств? Почему в Новгородской области тарифы считаются умеренными и что бывает с теми, кто идёт на популизм? Как быть, если за электричество заплачено, но его нет?

На эти и многие другие острые вопросы ответит человек, который лучше всех в нашем регионе разбирается в коммунальных платежах — Виталий ПАВЛЕНКО, председатель комитета по тарифной политике Новгородской области.

Откуда берутся цифры в квитанции?

Виталий Сергеевич, почему очередное подорожание происходит с 1 июля, а не, скажем, с 1 октября или 1 мая?

— Эту дату определило Правительство Российской Федерации. Ежегодно с 1 июля по всей стране происходит смена тарифов. Это — федеральная норма. Соответственно, издаётся распоряжение Правительства страны, которое устанавливает индекс роста тарифов.

Кроме того, это в немалой степени связано с подготовкой к зиме. Все ресурсоснабжающие и обслуживающие организации закупают технику, материалы, горючее, словом, готовятся к холодам.

Из чего, собственно, состоят тарифы? Это ведь не только себестоимость электричества, газа, воды, вывоза мусора?

— Верно. При установлении тарифов мы учитываем ремонтный фонд. То есть расходы на модернизацию сетей, оборудования, техники. Обязательно учитываются зарплата работников, горюче-смазочные материалы, налоги — это всё входит в тариф.

Расскажу, откуда берутся цифры в квитанции. Ежегодно все организации приносят нам тарифную заявку. Это несколько коробок с документами. Там все расчёты по зарплате для каждого сотрудника, все договоры на ремонт, на закупки, на материалы. И каждая цифра должна быть подтверждена документально.

Насколько в Новгородской области тарифы выросли по сравнению с другими регионами Северо-Запада?

— У нас тарифы увеличились в среднем на 14,7 процента. Это, так сказать, «средняя температура по больнице». Где-то рост чуть больше, какие-то услуги не подорожали вовсе. Кроме того, в этом году по поручению главы региона Александра Дронова был ограничен уровень тарифов на тепло. Он составляет в районах области не более 3,5 тысячи рублей за одну гигакалорию.

Если говорить о Северо-Западе, мы придерживаемся разумной середины. То есть не взвинчиваем тарифы до небес и не идём на популизм, искусственно их занижая.

Приходится учитывать специфику региона: у нас область достаточно большая, при этом относительно малонаселённая. И это ведёт к тому, что себестоимость всех услуг намного больше.

Если говорить откровенно, у нас все тарифы предусматривают льготы для населения. То есть себестоимость выше, чем платят люди. И разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения возмещается из бюджета региона. Мы на протяжении многих лет стараемся с тарифами не заигрывать. Ведь если их не повышать в соответствии с инфляцией, то компании обанкротятся, некому будет вывозить мусор или чинить трубы. А если идти на популизм, искусственно сдерживая тарифы, то у региона будет меньше ресурсов, чтобы развивать, скажем, социальную сферу или строительство дорог. Поэтому мы плавно двигаемся из года в год, без экстремальных скачков.

Нужны время, деньги, трудозатраты

Большинство людей прекрасно понимают, что, когда дорожает всё, коммунальные услуги не могут быть исключением. Человек исправно платит, например, за электроэнергию, но подул ветер, разразилась гроза, и электричества не стало…

— Верно. Многих потребителей возмущает не столько рост тарифов, сколько некачественные услуги ЖКХ.

Что касается электроснабжения, ситуация самая острая. И возникла она не сегодня, и даже не вчера. Нам надо искать причины проблемы в недофинансировании, которое шло с нулевых, и даже с девяностых годов. Сегодня, 20–30 лет спустя, мы пожинаем плоды. И нельзя рассчитывать, что ситуация исправится в этом или следующем году. Чтобы надёжность энергосетей кардинально увеличилась, нужны очень большие деньги, время и трудозатраты.

И сегодня мы задействуем все источники, чтобы восстановить энергосети. Новгородский филиал «Россетей» — предприятие убыточное. С целью его оздоровления мы первыми в России в 2023 году заключили трёхстороннее регуляторное соглашение. Мы каждый год устанавливаем этому предприятию тариф, превышающий инфляцию. И к 2027 году мы должны выйти на точку безубыточности.

Если бы мы кардинально подошли к этому вопросу, тариф вырос бы резко. Мы же действуем аккуратно, учитывая интересы и потребителей, и ресурсоснабжающей организации. Да, за счёт роста тарифа мы не сможем реконструировать все изношенные сети. Но это — один из кирпичиков, который в совокупности с бюджетными ассигнованиями поможет решить проблему.

Напомню, что прежний губернатор Андрей Никитин инициировал мероприятия по повышению надёжности энергетического комплекса на 6 миллиардов рублей. Это средства федерального бюджета. И первые транши уже начали поступать. Повторюсь, всё это в совокупности должно помочь нам вывести энергетику из кризиса.

Мы всё видим!

То есть человек, который платит за электроэнергию, вправе считать, что вносит лепту в восстановление изношенных энергосетей?

— Конечно. В стоимость каждого киловатта заложены средства на зарплату работников, ремонт сетей и новое оборудование.

Есть мнение, что энергетики только прикидываются бедными, жалуются громче всех, а сами имеют сверхприбыли…

— Я бы так не сказал. Никаких сверхприбылей у сетевых компаний нет. Это мы точно знаем. Мы анализируем их финансово-хозяйственную деятельность и можем отследить каждый рубль, который заплатили потребители. У нас, то есть у комитета по тарифной политике, есть вся отчётность этих организаций. И не стоит считать, что никто их не контролирует. Мы всё видим!

Если в тарифе заложены те или иные работы, но они не выполнены, эти деньги мы снимаем с валовой выручки следующего года.

Что касается перебоев с электричеством и любой другой некачественно оказанной коммунальной услуги, то существует механизм перерасчёта, которым может воспользоваться добросовестный плательщик. У нас есть Госжилинспекция, есть управление Федеральной антимонопольной службы, куда можно обратиться и отстаивать свои права. Если мы говорим об энергоснабжении, то в Новгородской области есть гарантирующий поставщик энергоресурсов — «ТНС энерго», к которому могут применяться штрафные санкции.

Если у меня во время грозы пропало электричество, и пропало на несколько часов, я могу обратиться в ФАС и ГЖИ, потребовать перерасчёта?

— Да. Свои права знать нужно. И механизмы защиты потребителей коммунальных услуг у нас есть. Ведь «ТНС энерго» — не просто посредник между производителем электроэнергии и потребителем. Это гарантирующая организация. Следовательно, она несёт ответственность за то, чтобы у потребителя было электричество. Если мы честно платим по квитанциям, то имеем право получать качественные услуги.

Новгородская область — один из немногих регионов России, где у всех тепло-, энерго-, водоснабжающих организаций есть инвестиционные программы, предполагающие модернизацию коммуникаций.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Юлия БОРОНЕНКО, член Общественной палаты Новгородской области, председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ:

— На днях мы, собственники жилья в многоквартирных домах, получим счета на оплату коммунальных услуг. У многих могут возникнуть вопросы о правильности начисления: суммы будут больше из-за повышения тарифов.

Как всегда, эксперты «Школы ЖКХ» готовы помочь новгородцам разобраться в начислениях. По пятницам на Прусской, 22 продолжает работать наш проект «Межрегиональный оперативный штаб Новгородской области по вопросам ЖКХ»: запись на консультацию по тел. 8-960-200-90-64. В сентябре в КЦ «Диалог» возобновит работу «Жилищный четверг», где также продолжатся консультации по проблематике ЖКХ и управления домами. Напомню, что на защиту интересов новгородцев нацелена и комиссия по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты Новгородской области.

Если нами и нашими экспертами будут выявлены ошибки в начислениях, по предписанию инспекции Госжилнадзора и лицензионного контроля региона будет произведён перерасчёт.

Автор: Иван КНЯЗЕВ

Теги: тарифы, ЖКХ, Новгородская область

РЕКЛАМА

Еще статьи

Главное — быстро реагировать

Главное — быстро реагировать

Работу всех служб в зимних условиях обсудили на оперативном совещании областного правительства.

03.12.2025 | Регион

Вода, газ, тепло

Вода, газ, тепло

В 2026 году жителей области, как и всех россиян, ждёт двухразовая индексация тарифов на коммунальные услуги

03.12.2025 | Регион

Имя — как знамя. Суворов с нами!

Имя — как знамя. Суворов с нами!

В Кончанском отметили 295-летие со дня рождения великого полководца

03.12.2025 | Регион

Город звучащий

Город звучащий

Музыкальную историю Великого Новгорода гостям и горожанам расскажет новый аудиоспектакль

03.12.2025 | Регион

В движении

В движении

ВСМ поможет увеличить туристический поток в Новгородскую область

26.11.2025 | Регион

Прогулка по городу

Прогулка по городу

Для Набережной реки Гзень в Великом Новгороде хотят разработать концепцию благоустройства

26.11.2025 | Регион

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА