Воскресенье, 22 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Баржа номер 752

В Коростыни идут съёмки кинофильма «Блокада. Начало»

А в прошлом году там был «Коридор бессмертия» — художественная версия истории 33-километровой железнодорожной ветки, проложенной от Шлиссельбурга до пригородной станции Поляна.

Режиссер Федор Попов говорил тогда, что берег озера Ильмень, не тронутый застройкой, гораздо больше, чем современный невский, подходит для съемок. Примерно в тех же словах объясняет свой выбор его коллега Алексей Козлов, сравнивая, однако, Ильмень и Ладогу. Ну и, конечно, теплее наше «необжитое» озеро, спокойнее.

В ОСНОВЕ будущего фильма — подлинный случай. И очень трагичный: осенью 1941 года на Ладоге затонула баржа, на которой находились эвакуируемые из Ленинграда военные (в основном — курсанты Военно-медицинской академии и других училищ) и гражданские. Из полутора тысяч человек, поднявшихся на борт в районе порта Осиновец, в живых осталось немногим более двухсот.

В ночь на 17 сентября начался шторм. На перегруженной посудине открылась течь. Люди, их перевозили в трюме, бросились наверх. Но и там не было спасения. Сигнал SOS приняли немцы и отправили к месту бедствия авиацию. Вражеские пилоты безнаказанно расстреливали судно и людей...

Это не про «Титаник», ребята, это война

Съемки — еще в начале пути. А фильм почему-то сравнивают с «Титаником». Впрочем, это давно началось. «Русский «Титаник» — пожалуйста, вам очерк 1998 года. Хороший очерк, кстати. По воспоминаниям выживших в аду. Много ли общего у пассажира комфортабельной каюты круизного суперкорабля и ленинградца в трюме старой баржи? Или ледяной айсберг и бездушный летчик за штурвалом вражеского самолета — явления одного порядка?

ИЮНЬ, 2018-й. День журналистского десанта на съемочной площадке. Первым делом нам объясняют, куда и когда можно. В кадр — ни-ни. А то режиссер так ногами будет топать!.. Страшное дело.

Берег реально приближен к 1940-м. Выстроен пирс. У причала — баржа новгородской прописки, «загримированная» под борт 752.

Сцена снимается мирная. Матросики-курсанты строятся на палубе. Звучит команда: «...через час после отправки трюмы будут заперты. На палубе людей в военной форме быть не должно. Всем ясно?». «Так точно! — в один голос отвечает личный состав. Или не в один? В кадр ломится нахальный дождь. Пауза. И еще раз: «Всем ясно?».

С баржи на баржу, с баржи на баржу. Народ, не скучай.

— Для экстрима я еще отдельно объявление подам, — обещает бригадир Владимир БОГДАНОВ (он отвечает за набор «пассажиров»). — Ребята, кто готов к съемкам в трюме тонущего судна, милости просим.

Вообще-то, Владимир тут — не только из профессиональных соображений. Зацепило. Сюжет картины, сама эта жуткая ладожская трагедия. Это ведь в его день рождения случилось. Пусть он и не из 1941 года вовсе.

«Что у вас за улыбка? Уйдите из кадра!» — товарищ из массовки, что называется, попал. Что делать, пошел «искать образ». Это, конечно, кино. Но о войне. И ее надо прожить.

НА СЪЁМКАХ заняты два десятка профессиональных актеров. А любителей — сотни. Кто-то сам откликнулся, прочитав информацию «ВКонтакте». Новгородец Александр ПАХОМОВ попал в сети кинематографа, дожидаясь на остановке утреннего автобуса.

— Ко мне женщина подошла и говорит: вы знаете, у вас такой типаж, вам надо обязательно сниматься в кино. А потом мне Костя позвонил. Кто он? Да не знаю я его должности, вон он, в красном костюмчике бегает...

Занятная штука жизнь, рассуждает типажный (в гриме не нуждающийся) человек Пахомов. Говорит, подрос тут на берегу чуток. В своих глазах. И формат общения с домочадцами стал меняться как-то: «А нас, актеров больших и малых театров, попрошу не беспокоить...».

Александр Пахомов (слева) с товарищами из «больших и малых театров»

Наш следующий собеседник — из «больших театров». Гела МЕСХИ — российский актер с грузино-испанскими корнями. В фильме — некто Анатолий Петручек. В шляпе, костюме, кожаных перчатках. Этот штатский — совсем не прост. Так и есть: особист, энкавэдэшник. Целую машину дел везет, сшитых, видимо, на несчастных советских граждан. Причем по сценарию кому-то при посадке места на барже не хватит из-за этой шикарной легковушки.

— Конечно, он негодяй, мой герой, — Гела коротко и ясно характеризует Петручека. — Но он — тоже человек.
— Еще и выживет в катастрофе, небось.

— Будет правильно, если о его судьбе вы узнаете из кино.

— А можно узнать о ваших личных эмоциях в целом от сюжета?
— Какие могут быть эмоции, когда представишь бомбежку, тонущее судно, женщин и детей в трюме? Конечно, это тяжело. Почему-то сразу думаешь о своей семье...

В фильме занят внук выдающегося советского киноактера Андрея Миронова — Андрей УДАЛОВ-МИРОНОВ. Что сказать о его роли? Она — главная. Миронов-младший играет Костю Горелова — генеральского сынка, пошедшего в военное училище, чтобы стать мужчиной.

— У него это не очень получается, — говорит Андрей. — Сказываются поблажки, достающиеся ему из-за его происхождения. Но в этот день на барже он должен повзрослеть. Фильм — это история одного дня.

Как раз Андрею и предстоит немного сблизить судно 752 с «Титаником». Его герой молод, красив и влюблен.

РЕЖИССЁР Алексей КОЗЛОВ на неизбежные сопоставления отшучивается:

— Нам бы бюджет «Титаника».

У Алексея Викторовича — огромное желание сделать фильм качественным и, значит, выразительным.

— Наше российское кино достаточно статичное, к сожалению, — говорит он. — Хотелось бы это преодолеть. Мы стараемся. У нас — много трюков, пиротехники. Сняли, на мой взгляд, шикарный 14-минутный сухопутный бой. И сильно этим гордимся. Надеемся, съемки на барже, в том числе подводные, также будут на уровне. Что касается исторического факта — когда на сигнал SOS отвечают авианалетом, шквальным огнем, то в этом страшном прошлом можно, конечно, увидеть и сегодняшнюю тему какой-то крайней нелюбви к нам, русским. Мы не хотим накалять страсти, но фильм должен быть правдивым. Притом что далеко не всю правду можно показать. На барже происходили жуткие вещи. Например, один из офицеров застрелил свою 5-летнюю дочь, потом жену и себя. Понимая, что у них нет шансов на спасение...

* * *

Несмотря на то, что основная работа на площадке еще впереди, финал уже снят. Это шествие Бессмертного полка в Санкт-Петербурге 9 мая 2018 года. Там были и настоящие пассажиры баржи из 1941-го...

Остаётся добавить, что съемочная группа питерской студии «ЛВК» благодарит правительство Новгородской области за помощь и содействие, оказываемые данному кинопроекту

 

Фото автора и Сергея СУФТИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Федоровские

Хорошо там живётся, где вместе сеется и жнётся

На Новгородчине в сельском хозяйстве работает более 20 династий, трудовой стаж каждой из которых составляет более 100 лет

13.11.2024 | Репортер

Возможно, на этих лодках юные спортсмены будут выступать и на всероссийских соревнованиях.

В день попутного ветра

Новгородский яхт-клуб спустил на воду 10 новых лодок

30.10.2024 | Репортер

До последнего дня и даже часа разведки артефакты собирали буквально по кусочкам.

Визит в неолит

Археологи НовГУ открыли стоянку древнего человека

02.10.2024 | Репортер

Фестиваль «Крошево» – это 2 тонны капусты, 1 тонна моркови, около 9000 гостей и 200 литров серых щей от рестораторов Евгения и Марины Антоновых.

Капустная сеча на мосту Белелюбского

В Боровичах ярко, зелено, хрустяще и с размахом прошёл гастрономический фестиваль «Крошево»

25.09.2024 | Репортер

Александр Морзунов, командир демянского отряда «Находка»: «Для наших батецких товарищей это первый самолёт, а для нас, условно говоря, сто первый. Так что надо помочь!»

Вернулись с задания

Поисковики установили судьбу членов экипажа Пе-2, упавшего в 1944 году на окраине деревни Заполье

04.09.2024 | Репортер

Валентина Кузнецова: «Археология — это прежде всего ежедневный кропотливый труд. Хотя не без романтики и энтузиазма»

История сквозь сито

Почему для археолога главный на Рюриковом городище не Рюрик?

28.08.2024 | Репортер

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА