Пока вдове с двумя детьми оказывали помощь, её проблемы стали поводом информационных спекуляций
Месяц назад при посещении губернатором Андреем Никитиным деревни Верёхново под Волотом к нему обратилась местная жительница Анастасия КУСТОВА с просьбой оказать содействие в решении жилищного вопроса. Глава региона дал поручение администрации округа разобраться с проблемами женщины, недавно потерявшей мужа и оставшейся одной с двумя маленькими детьми.
По информации муниципалитета, власти отреагировали сразу — начали подыскивать в маневренном фонде подходящую квартиру, обговаривать с вдовой варианты подвоза дошколят в волотовский детский сад. Однако в ряде СМИ и социальных сетях появилась иная информация — о якобы бездействии администрации округа.
«НВ» решили разобраться в ситуации и отправились в Верёхново.
Забегая вперед, скажем, что, по словам самой Анастасии Кустовой, «Новгородские ведомости» оказались единственным СМИ, с которым она общалась лично или по телефонному звонку. Ни с какими другими журналистами или активистами соцсети о своих проблемах она не разговаривала.
Молодая мама
Анастасии — 24 года. Она воспитывает пятилетнего Даниила и Кристину трёх лет.
— Я — из этой деревни. Родители и сестра тоже в Верёхново живут. После окончания 9 классов местной школы поступила в Новгородский медицинский колледж, но недоучилась — в 18 лет вышла замуж, родила сначала сына, затем — дочь, — рассказывает о себе молодая женщина. — С работой в наших краях плохо, но супруг старался искать дело — то на лесной делянке трудился, то грибы, ягоды сдавал. К тому же у нас — большой огород, и мы всегда держали одного-двух поросят, козу. В общем, как-то справлялись.
В сентябре 2020 года Кустовы решились заключить социальный контракт — Анастасия зарегистрировала КФХ и получила 250 тыс. рублей из областного бюджета на закупку скота и кормов. Супруг Насти построил для коз, овец и поросят отдельные загоны. Сейчас в них содержатся 30 животных. Глава семьи по большей части сам занимался поголовьем, жену же изредка привлекал для помощи.
Так было до его смерти. Сейчас, как говорит собеседница, ей приходится несладко — подъём очень ранний, так как нужно печку в доме протопить, приготовить ребятишкам завтрак, а затем во двор — кормить, поить животных, убирать за ними...
Но Настя не жалуется. Она работы не боится, по её словам, фермерство — это отличное занятие. В том, что будет спрос на свинину и баранину, не сомневается — желающие купить мясо уже есть.
На балансе не стоит
Что действительно беспокоит Кустову, так это состояние дома, в котором она с детьми проживает.
Деревня Верёхново, как и многие другие, некогда процветала, поскольку была работа для людей, был совхоз, который строил жильё для своих сотрудников. Двухквартирные деревянные дома, обложенные кирпичом, встречаются в разных частях села. В одном из них более 40 лет назад квартиру получила семья мужа Анастасии.
— Возводили тогда на скорую руку, лишь бы быстрее людей заселить — по воспоминаниям свекрови, в первый же год часть потолочных перекрытий упала. Эта квартира хоть и большая — 54 квадратных метра, но очень холодная, стена, вон, видите, трещину дала, — показывая на кирпичную кладку снаружи, объясняет Настя. — К тому же на кухне деревянные балки сверху провисают. Муж, пока жив был, ремонтировал своими силами. Мне же одной уже не справиться с этой задачей.
Проблема ещё и в том, что данный дом официально бесхозный: когда совхоз прекратил существование, муниципалитет на свой баланс жилые площади не перевёл. Но поскольку Кустов был давно прописан в квартире, то ему власти позволили зарегистрировать по данному адресу и двух своих детей. Анастасия же по документам числится проживающей в родительском доме.
— Это вызвало вопросы у органов опеки, когда я стала собирать документы на получение на детей пенсии по потере кормильца. Пенсию мне удалось оформить. Однако специалисты по опеке рекомендовали, не затягивая, решить вопрос с нашей регистрацией по одному адресу, — продолжает разговор Настя. — Ещё и поэтому я решила обратиться за помощью к властям.
У заявительницы побывала комиссия. И если квартиру Кустовых хоть и с очень большой натяжкой, но всё же можно признать пригодной для эксплуатации, то вот вторая часть дома, где давно уже никто не живёт, представляет угрозу всему строению: ни окон, ни дверей, полов тоже нет, потолочные балки вот-вот рухнут и потянут за собой вторую половину здания. В итоге комиссия признала дом ветхим, а по закону людям из таких объектов власти обязаны предоставить другую, пригодную для проживания, жилплощадь. И сейчас Кустовым подыскивают подходящую квартиру в Волоте — в муниципальном маневренном фонде.
— До сентября текущего года действует социальный контракт, и мы пока будем жить в Верёхново, потому что здесь у меня — хозяйство. Осенью я продам скот — живым весом или мясом. И мы переедем в райцентр, где выделят недвижимость. Одну квартиру я уже смотрела, но отказалась от неё, поскольку она — однокомнатная, и метраж очень маленький, а у меня — разнополые дети. В ближайшее время администрация обещает ещё вариант предложить, — конкретизирует текущее положение дел Настя.
В сопровождении взрослых
После смерти мужа вдова столкнулась и с ещё одной трудностью. Поскольку в деревне нет ни детского сада, ни общеобразовательного учреждения, то учащихся и малышей в Волот доставляет школьный автобус. По правилам ребята в салоне обязательно должны находиться в присутствии кого-то из взрослых. И раньше Анастасия сама по утрам сопровождала своих детей. А сейчас из-за хлопот на скотном дворе у неё такой возможности нет.
Глава округа Александр Лыжов договорился, что по утрам на маршруте учитель Волотовской школы будет отвечать за Даниила и Кристину и по приезде передавать их воспитателю садика. Что же касается возвращения домой, то нянечка группы днём приводит брата и сестру ко времени отправления автобуса.
И их маму такой вариант вполне устраивает. Правда, после новогодних каникул специальный детский транспорт, маршрут которого проходит через Верёхново, находился в ремонте. Школьников забирала другая машина — водителю приходилось делать дополнительный крюк, что удлиняло путь и, соответственно, время поездки. Анастасии предложили на ней отправлять ребятишек, а, к слову, на всю деревню — всего трое дошколят, и только Кустовы посещают сад, но она решила в сильные морозы не возить детей в Волот, дождаться, когда починят их автобус. И с 15 февраля Даниил и Кристина снова посещают свои группы.
* * *
Именно так на сегодняшний день, по словам Анастасии Кустовой, обстоят дела. Это подтверждают и в администрации Волотовского округа.
Несмотря на трудности, она не опускает руки. Говорит, что в Волоте, когда семья переедет туда, обязательно будет искать работу. Планирует учиться — хочет получить профессию, которая была бы востребована в небольшом сельском районе.