Новгородский яхт-клуб спустил на воду 10 новых лодок
На самом деле флотилия спортивной школы № 3 пополнилась не десятью, а одиннадцатью лодками, подаренными спонсорами — компаниями «Галичи», «Века Рус» и RX Sailing. Просто первая из них поступила раньше. Как пробная — чтобы и тренеры, и сами юные спортсмены знали, с чем будут иметь дело.
Суббота. Солнечно. Ветерок лёгкий. Берег — чуть приподнятый против себя обычного. Если судить по настроению собравшихся.
«…да тут — одни оптимисты!» На этих словах я притормозил. А, товарищи тренеры общаются. «Оптимисты» оказались лодками. Кто-то вспоминал Ильменскую регату аж 1980 года. Мол, приехали из Старой Руссы, посмотрели, на чём новгородцы будут выступать. Да, угонишься за ними! И вот опять картинка на загляденье: новенькие мини-паруснички застыли, как перед парадом.
— Вот и мне захотелось посмотреть! — мужики заулыбались, пожимая руку подошедшему гендиректору компании «Галичи» Павлу ГАЛЬЧЕНКО.
— Красота, Геннадьевич, даже не верится.
— А может быть ещё красивее. Есть проект ещё и по катамаранам. То есть мы приобретаем, а вы берёте на обслуживание и пользуетесь. И всё.
Интересно «Галичи» отмечают своё 33-летие, предпочтя корпоративным мероприятиям поддержку детско-юношеского спорта. Как возникла эта идея? Может, Павел Гальченко и сам в школьные годы ходил под парусом?
— Нет, — отвечает, — на вёслах. Я занимался академической греблей. Но яхт-клуб, спортшкола № 3 — это же культовое место. Есть ли хоть один новгородец, который здесь не бывал? Кого оставляет равнодушным наша история? Ведь Новгород — это ещё и первая морская столица России. По крайней мере, воды Балтики были освоены новгородцами задолго до Петра I.
Юрий ВОРОБЬЁВ, старший тренер (если не по штатному расписанию, то уж точно исходя из 40-летнего стажа):
— Даже не обсуждается, насколько это важно и здорово — 11 новых лодок. Причём однотипных. Ведь что это значит? А то, что можно соревноваться в одном классе. Практически у нас появилась собственная регата!
Окно в Россию
Оказывается, парусный спорт — это фирменный вид у российских производителей окон. И периодически они собираются, чтобы разыграть Window cup. И вот так удачно совпало, что друг и соперник Павла Гальченко новосибирец Марк Рубинов задумал развивать детский парусный спорт в масштабе страны. Ни больше ни меньше. Просто однажды, посетив детские школы, увидел, в каком состоянии там матчасть, доставшаяся ещё от Советского Союза. Марк Евгеньевич — специалист по полимерам, металлам. То есть в материале, наверное, сделает что угодно. Что касается конструктива, то прототипом его лодки RX-1 послужила, скажем так, импортная модель. Точнее, её фото. В первый же выход на воду лодка показала себя прекрасно — устойчивая, маневренная, быстрая.
Изначально задача была в том, чтобы создать переходную модель от лодок типа «Оптимист» к «Лучу». Дети растут. Что делать подростку, если его личные параметры перестали соответствовать лодке? Уходить из спорта? RX-1 в среднем закрывает возрастной диапазон 10–15 лет.
Марк Рубинов и его единомышленники полагают, что эта лодка может стать одной из основных для спортшкол страны, что недалёк тот день, когда будут проходить общероссийские соревнования в классе RX-1, а затем и международные. Кстати сказать, география проекта уже впечатляет — от Находки до Питера. Но прямо сейчас новые лодки на плаву в Новосибирске и Великом Новгороде.
Важно: никакой коммерции в данном проекте пока нет. 11 лодок для Великого Новгорода — это 3 миллиона 600 тысяч. Денежное бремя Павел Гальченко, Марк Рубинов и Андрей Таранушич («Века Рус») разделили самым честным образом — на три равные доли.
Марк РУБИНОВ, предприниматель
— Поражён, насколько люди, которые сталкиваются с проектом, проникаются и хотят нам помочь. Не скажу, чтобы вера во всё лучшее и человеческое заново родилась, но я очень рад! Счастлив, что общаюсь с детьми — это такая энергетика! Жизнь прекрасна и удивительна. Кто ходит под парусом, тот это знает. Я хотел бы как можно больше ребятишек вовлечь в этот спорт. Чтобы они откусывали от жизни свои кусочки апельсина.
«Давай вперёд!»
Дарья КАДАЦКАЯ, нынешний директор спортшколы № 3, — из семьи потомственных яхтсменов. Она и выросла там, где из окон видны паруса, — в Юрьеве. Парусным спортом занимался её отец, а ещё раньше — дед. Но в кризисный момент, когда нужно было решать, продолжать занятия или найти себе что-нибудь более подходящее для девочки, последнее слово оказалось за… бабушкой.
— Она сказала: «Если у тебя появился страх, то сначала преодолей его, а потом уже решай, подходит тебе парус или нет». А я сказала себе: «Ну, Дарья Олеговна, давай вперёд!»
Директор она молодой. То есть очень молодой — ей 24. В должности — два месяца. А что, хорошо начинает Дарья Олеговна!
— Просто мне, как и всей нашей школе, очень повезло, — говорит она, — что есть люди, которые любят наш спорт и готовы его развивать совершенно бескорыстно.
* * *
Гимн. Флаг. Короткая торжественная церемония. Без лишних слов. Так, немножко, но от души. И — на воду! Не в озеро, конечно. Всё-таки уже не сезон.
Любишь кататься — люби и лодочку возить. Обратный путь потруднее будет. Всё. Теперь горячий чай и пироги. И расспросы: ну как?
— Здорово! Точно интереснее, чем на «Оптимисте», — бойко отвечает Ярослав ШЕБОТИНОВ. — Парус больше, ход лучше.
Ему 11 лет. В клубе он с июня месяца. Третьим пришёл из семьи. Два брата уже занимались здесь же. «Папа привёл!» «А где?..» «А вот!..» Слово за слово, и я узнаю, что всё семейство во главе с Шеботиновым-старшим минувшим летом ходило на Белое море. Ну надо же, нашёл новичка!
Не все ребята ходят так далеко, но каждый, кто пришёл в клуб и остался, чему-то научился, что-то испытал и в чём-то преодолел самого себя. А это всегда победа.
Общая арифметика на сегодняшний день такая: флотилия спортшколы № 3 достигла 51-й лодки. А если о регатах, то нынешняя традиционная Ильменская была уже по счёту 55-й и собрала более 100 участников. Что касается яхтинга, то первый клуб в Новгороде был создан в 1898 году. Спортшкола существует с 1962-го.
Теги: яхт-клуб, Великий Новгород, лодки, парусный спорт