Но все же отличительная черта у Голина есть. С июля прошлого года здесь восстанавливается полуразрушенная церковь, стоящая в самом центре деревни.
Мечта о восстановлении храма у местных жителей всегда была на слуху. Но воплотить её в жизнь взялись уроженцы соседней с селом Малиновки - братья ЛИПАТОВЫ. Военный пенсионер Леонид и фермер Анатолий собрали вокруг себя неравнодушных людей, а затем принялись за оформление документов, разрешающих реставрацию. Начались работы, когда казалось, что православная церковь уже побеждена безвременьем: на крыше здания, где некогда была колокольня, кудрявились молоденькие березы и осины. Средства на восстановление храма братья собирали со всей округи, искали спонсоров, просили помощи у жителей деревни. И те помогали кто чем мог, скидывались, кто по 500 рублей, а кто по нескольку тысяч. Пришлась кстати и помощь строительными материалами от настоятеля Михайло-Клопского монастыря отца Якова.
Голинская церковь святых апостолов Петра и Павла, со слов старожилов, имеет древнюю и уникальную историю. Некогда она была одной из самых красивых и больших на Новгородчине. В исторических источниках церковь впервые упоминается под 1501 годом. Первые века своего существования храм был деревянным, а в XIX веке его перестроили в камне. 85-летняя Евгения Васильевна ШЕНЯВИНА, уроженка Голина, а ныне «дачница из Ленинграда», как её называют соседки, рассказывать о церкви может долго, углубляясь в подробности, ведомые только коренному жителю. В начале ХХ века ее отец был певчим в этом храме, сама дружила с дочкой голинского священника. Помнит, как сносили колокольню в 1937-м, как в годы оккупации немцы устроили в «тёплой» части храма кухню и столовую.
Судьба храма святых апостолов Петра и Павла в Голине шла в ногу с судьбой всей страны. Ранние бескомпромиссные годы советской власти и разрушительную немецкую оккупацию он пережил. А вот так называемую «хрущевскую оттепель» - нет. Возврат к методам административной борьбы с религией грянул совсем неожиданно после замирения церкви и государства в 1943 году. Службы в голинском храме прекратились в 1959-м, храм был отдан совхозу под амбар. В 90-е не стало и того.
Слышим звон
Осмыслить, как могли решиться на столь грандиозное дело, как восстановление старого храма, два простых русских мужчины, - сложно. И деньги нужны, и время, и бумаг собрать надо кипу. Надо людям в конце концов объяснить, зачем все это в слабеющей, вымирающей русской деревне.
- Как решились на такое сложное дело? - спрашиваю у Анатолия Липатова. В этот момент он широко жестикулирует, объясняя мне, как засияет после реставрации деревенский храм, потом задумывается:
- Ну как? Родители наши были вынуждены храмы рушить, время такое было. Кому же восстанавливать, как не нам? Вы пишите больше не про нас с братом, а про церковь, про деревню, про жителей её. Хочется, чтобы жило село, чтобы молодежь сюда возвращалась.
«Чтобы молодежь сюда возвращалась» - пока остается только мечтой, летом - вполне осуществимой, зимой - несбыточной. Сёстры-пенсионерки Татьяна и Анна ахают и охают, вспоминая свою молодость: куда там нынешней молодежи до того, как они трудились! Вспоминают трудодни, голод послевоенных лет, потом маленькую зарплату. Но когда я перевожу разговор на день сегодняшний, оказывается, что сейчас всё хуже. В просторной деревенской избе сестёр не витает и малой надежды на то, что в Голине что-то может измениться. Даже после реставрации церкви. Были уже хорошие времена, которые у пенсионерок измеряются в первую очередь высокой зарплатой доярок, но перестройкой все и завершилось.
- Откуда такой пессимизм? - возмущается Евгения Васильевна, пришедшая поболтать с подругами.
- Да потому, что нас в деревне коренных осталось 15 старух! Даже ты только наездами теперь бываешь, - резюмируют сёстры.
К Татьяне и Анне мы зашли не только поболтать о деревенской жизни, но и послушать рассказ о явлении иконы Смоленской Божией матери. По преданию, которое хранят бабушки, она явилась рыбакам в стародавние времена, в XIII веке, а может, и ранее.
Рыбаки плыли по Шелони и услышали чей-то плач, повернули на этот голос и подплыли к иконе, пытаются её поднять, а она в руки не дается, то ветер поднимется, то лодка качаться начнет. Пришлось звать батюшку, только он сумел её достать из воды. Голинцы и по сей день считают, что приплыла икона из самого Смоленска, в котором в тот год бушевал пожар. С тех пор ежегодно 10 августа собираются на крестный ход и идут туда, где икона явилась впервые. А само явление было отражено на фреске под куполом храма святых апостолов Петра и Павла. Сегодня от нее не осталось и следа, как, впрочем, практически от всего убранства церкви. И это станет серьёзной проблемой для братьев Липатовых, как только наружные реставрационные работы будут закончены. В первую очередь потому, что реставрировать церковные фрески бригада, которая занимается наружными работами, уже не сможет.
Эй, ухнем!
Гастарбайтеры из бывших братских республик, штукатурящие дома и укладывающие кирпичи у большинства наших граждан, не вызывают ни удивления, ни недовольства. Обыденность. Что чувствуют люди, когда древнюю церковь восстанавливает бригада из Узбекистана, пока неизвестно.
Узбеки, работающие под самыми куполами, на подобных объектах не впервые. Стоит отметить лишь, что им были доверены работы в Иверском монастыре, и станет понятно: профессионалы. Да и Анатолий Липатов работниками доволен: трудятся с раннего утра и до поздней ночи. Сами готовят себе обеды и ужины. На мой вопрос: «Не плов ли варится в котелке?» - смуглый молодой парень обезоруживающе улыбается: «Нет, суп, а плов вечером будет».
Солнечно. Его коллеги постукивают молотками на крыше церкви, он помешивает суп в котелке, чтобы работать было веселее, включают музыку и по деревне разносятся старенькие губинские мотивы: «Лиза, где же ответ?..». Хорошие парни. Но о том, что раньше церкви на Руси строили всем миром, когда каждый мужчина считал своим долгом помочь в строительстве, вот об этом вспоминать не хочется - тема тонкая. Но не спросить нельзя:
- Анатолий Николаевич, как вы относитесь к тому, что русскую православную церковь восстанавливают мусульмане?
Липатов вздыхает:
- Ну что же. Бог ведь един... - а потом добавляет: - Работа профессионального реставратора нам не по карману.
Анатолий Николаевич многозначительно замолкает, а у меня в голове проносятся обрывки слышанных ранее от других сельских тружеников фраз: беда в деревне с рабочими, поработают и запьют...
Эпилог
Церковь в Голине и братья-энтузиасты не раз привлекали внимание и местной, и областной властей. Губернатор в последний свой визит обещал, что областная администрация посодействует в создании проектно-сметной документации по реставрации храма. Однако сотрудники управления государственной охраны культурного наследия сообщили «НВ», что это не входит в их компетенцию. А начальник Новгородского научно-реставрационного управления Владимир ГУРКИН посетовал, хоть о работах в церкви Петра и Павла он знает, но задания составить для них проектно-сметную документацию управление не получало. Задание ведь формируется в конце года. Так что пока благое начинание затерялось в необозримых коридорах власти. Может быть, в следующем году найдется?
В романе Достоевского «Братья Карамазовы» мерой добродетели стала маленькая луковка, поданная нищенке. Может, это и неслучайно, ведь в традиции Русской православной церкви чаще всего используют купола луковичной формы. Вот и на церкви Петра и Павла в Голине уже блистают пять серебряных луковок, на которых к престольному деревенскому празднику 12 июля должны появиться кресты. Эти луковки подарили русской деревне её жители, Анатолий и Леонид Липатовы, а также все остальные неравнодушные люди, пожертвовавшие частичку своей добродетели, пять серебряных луковок, заплаканной нищенке, русской деревне.
Владимир БОГДАНОВ (фото)