Цапля-гид
Мадюродам — миниатюрный макетный город, расположенный в Схевенингене, одном из жилых районов Гааги. Здесь как бы с высоты птичьего полета можно за считанные часы рассмотреть наиболее известные голландские архитектурные достопримечательности.
В игрушечный мегаполис можно добраться с центральной железнодорожной станции на автобусе, но я приехал просто на велосипеде, который предоставил мне житель Гааги, у кого я остановился в гостях. Оставив двухколесный транспорт на стоянке, поспешил к билетной кассе.
На входе гостей Мадюродама встречает стоящая на одной ножке живая цапля. Второй она как будто боится ступить на листья кувшинок в крохотном пруду. В Гааге птиц, кстати, можно встретить повсюду, они здесь в почете. Считается, что они приносят счастье в город.
Неподалеку лилипуты связали железного Гулливера — намек на литературную аналогию к музею Мадюродама. Ещё обращает на себя внимание фигура парня в деревянных башмаках, который, как кажется на первый взгляд, взбирается по крутому травяному склону. Как выяснилось, это памятник легендарному Хансу Бринкеру, спасшему Нидерланды от наводнения. Храбрый парень, как мне рассказали инструкторы на входе, первым заметил течь, образовавшуюся в дамбе, и спас страну от неминуемого затопления водами Северного моря.
Постойте-постойте, подумал я, что-то мне вспоминается. В детстве я очень любил читать книжку «Серебряные коньки», в которой рассказывается трогательная история о братике и сестренке из бедной голландской семьи, где больной отец потерял память и забыл, куда он спрятал семейную заначку. Героя сентиментального повествования как раз зовут Ханс Бринкер. В Голландии он, выходит, почитаем не просто как упорный мальчик, умеющий обгонять соперников даже на деревянных коньках, но и как герой, спасший страну от наводнения. Заметив течь, Ханс заткнул пальцем дыру в дамбе и простоял так всю ночь, пока его не хватились взрослые.
Вся эта история, в которую так верилось в детстве, выдумана с ног до головы. Автор книги — американская детская писательница Мэри Додж, как я прочитал во взрослой литературоведческой книжке, никогда не была в Голландии, а историю про голландских детишек сочиняла, пользуясь данными энциклопедии и литературных источников. Впервые о Хансе Бринкере мир узнал в 1865 году, а потом книга быстро стала детским бестселлером. Когда сын американской писательницы приехал в Амстердам и попросил в книжном магазине самое проникновенное произведение о Голландии, то ему вручили книгу «Серебряные коньки».
Впрочем, легенда о Хансе Бринкере разошлась по всему миру и укрепилась в сознании голландцев, потому как явно выдуманная история прекрасно описала их национальный характер. У голландцев ведь как беда, так каждый готов пожертвовать собой и будет стойко отстаивать блага своей страны, будь то стихия или нашествие варваров, что голландцы и подтвердили в том числе в годы Второй мировой войны.
Из Великании в Лилипутию
Это нам только кажется, что историю про Гулливера придумал англичанин Джонатан Свифт. И до него в мировой литературе было немало великанов, циклопов, гномов, карликов и других, как крупных ростом, так и малых, героев. Истина ведь познается в сравнении, а сравнивать лучше в измененных пропорциях. Термин «лилипут» укоренился как понятие в связи с тем, что Свифт возвел явление преуменьшения в систему и таким образом создал пусть и придуманный, но другой мир, попытавшись понять происходящие в нем процессы. Получилась философская карикатура на настоящую жизнь.
В придуманном Свифтом государстве Бробдингнег, населённом людьми-великанами, дюйму соответствовал фут. Поэтому там все люди, животные, растения и вещи в 12 раз превосходили по размеру наши земные. В стране лилипутов, наоборот, английскому футу соответствовал дюйм — все её обитатели и окружавшие их предметы были в 12 раз меньше нас.
В Мадюродаме все здания и строения уменьшены в 25 раз. Случайно ли? Это ведь значит, что голландский Гулливер в два раза выше английского.
Дневной дозор
Когда ты большой, то все смотрится и воспринимается совсем по-другому. Необычные ощущения испытываешь, когда видишь, как пятилетняя девочка пытается перелезть через арочный мост, по которому только что пробегал железнодорожный состав! В небоскреб из стекла и бетона можно смотреться как в зеркало. Он лишь чуть выше посетителя Мадюродама — хоть хлопай по плечу. Между тем в Роттердаме высотное здание довлеет над прохожими, как монстр.
Маленький грузовичок еле вывозит из ворот фабрики «Марс» конфету в её настоящий размер. Она достается сладкоежке, что не пожалел монетки для автомата. В музей Рембрандта в Гааге мне сходить не хватило времени, в Амстердаме в здании Государственного музея тоже не побывал, а там так много интересного! В Мадюродаме же я заглянул в окно на третьем этаже музея и увидел картину Рембрандта «Ночной дозор». И памятник величайшему художнику в окружении гостей голландской столицы снял на фотокамеру.
Весь представленный в Мадюродаме транспорт движется. Разводной мост размыкает половинки, когда под ним проплывает груженая баржа и смыкает их для того, чтобы пропустить по своей спине железнодорожный состав. Даже самолеты в игрушечном амстердамском аэропорту имитируют взлет и посадку. Чудо техники работает при помощи магнитного поля, заменяемых батарей и миниатюрных компьютеров.
Видимо, чтобы всё выглядело совсем натурально, на некоторых из достопримечательностей даже развесили спичечные строительные леса. Великолепную панораму города вечером дополняет освещение из более чем 50 тыс. маленьких лампочек. Безбоязненно можно фотографировать квартал красных фонарей. Кое-где красные шторы на окнах задернуты: идёт обслуживание клиента.
Всего в Мадюродаме насчитывается больше семи сотен макетов: мельниц, деревьев, поездов, мостов, пароходов и прочего. Плюс к тому 35 тыс. сделанных вручную крошечных фигурок жителей города.
Макеты в Мадюродаме готовят очень тщательно. Едва задумаются архитекторы над сооружением нового помпезного здания — в мини-городе тоже начинают работу. Работа над экспонатами занимает до четырех лет. Строительство и уход за ними — также задача не из простых. В штате музея — 35 игрушечных дел мастеров. Макеты изготавливаются теперь не из дерева, а из синтетических материалов, потому как музей работает круглогодично, и миниатюрные объекты должны выдерживать любые погодные условия. Для придания экспозициям большей достоверности в качестве зелёных насаждений работники музея используют настоящие растения. Преимущественно это мелколистные карликовые деревья и кустарники, которые к тому же интенсивно стригут. Таких мини-деревьев в Мадюродаме более 5 тысяч.
Особенно забавно, когда на территорию мини-города залетает галка и садится на крышу средневекового дворца. Её клюв значительно больше трубы. И вообще, в мире, где живая утка по размеру выше самого шикарного автомобиля, о ценностях начинаешь думать совсем по-другому.
Займёмся игрушками
Каждому русскоязычному гостю в Мадюродаме вместе с билетом вручат небольшой буклет-инструкцию на русском языке. Здесь коротко рассказывается об игрушечном городе и предлагается план прогулки. Идея создания Мадюродама принадлежит голландке Боон-фан дер Старп. Женщина искала способы привлечения денег для лечения студентов от туберкулеза. В начале 1950-х эта болезнь была страшным бичом, уносившим жизни молодых голландцев. Она вспомнила, как в поездке по Англии видела город-миниатюру Беконсфилд. Игрушка приносила своему владельцу хорошую прибыль, часть которой шла на содержание лондонских больниц. Таким образом, идея создания Мадюродама не оригинальна, но попала она на хорошую почву. План создания голландского миниатюрного города поддержали супруги Мадюро, чей единственный сын Джордж погиб в 1945 году в концентрационном лагере Дахау. Они решили отдать семейные накопления на строительство маленького города, увековечив таким образом не только память о своем сыне, но и о других жертвах страшной войны.
Мадюродам был построен в 1952 году. К нашим дням он удерживает первенство как самый большой из крохотных городов в мире. Кто-то скажет: «Игрушки!». Однако мэром города была в свое время назначена 14-летняя принцесса Беатрикс. Через 28 лет она стала настоящей королевой Нидерландов. Так что заниматься игрушками — дело перспективное. Мадюродам перечислял свои доходы в санаторий для больных туберкулезом студентов вплоть до 1964 года, когда эпидемия туберкулеза была остановлена, и санаторий закрыли. После при Мадюродаме создали Фонд социальной поддержки инвалидов.
Слава великанам!
Несомненно, Мадюродам — не единственный в своем роде музей. Подобные парки существуют во многих странах мира: музей миниатюр в Гамбурге, мини-Израиль в Иерусалиме, мини-Европа в Брюсселе, Лего-ленд в Дании, музей Арикалекс в Берлине, мини-город с достопримечательностями мира в Китае и другие.
Последнее из пополнений среди мини-городов — парк «Киев в миниатюре», что расположился в живописном местечке на берегу Днепра. Украинцы уменьшили свою столицу в 2006 году в размере один к тридцати трем. Следовательно, славянский Гулливер ещё выше.
Фото автора