Пятница, 12 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Одарённость дуэтом

{thumbimage 150px 1}Начавшиеся летние каникулы далеко не для всех новгородских ребят стали временем безмятежного отдыха. Выпускников школ ждёт ответственнейшее испытание — выбор дальнейшего пути. Во многом успех зависит от того, чётко ли представляет своё будущее сегодняшний старшеклассник и завтрашний студент, остался ли у него багаж знаний в голове после школьной скамьи и не угасло ли желание учиться новому. Впрочем, наверняка можно сказать, что есть такая категория детей, для которых учёба и занятия — не скучная обязанность, а возможность заниматься любимым делом.

Слагаемые успеха

Областной центр по работе с одаренными школьниками «София» открылся в Великом Новгороде шесть лет назад. Главная цель для его сотрудников — своевременное выявление особых способностей ребёнка, развитие и поддержка талантливых детей.
— До недавнего времени такие школы функционировали только в спортивной сфере, а творчески и интеллектуально одарённые дети были незаслуженно забыты, — рассказывает
Елена СМИРНОВА, директор Центра. — Мы же предполагаем дальнейшую работу с детьми, успешно заявившими о себе в областных олимпиадах, готовим их к всероссийским этапам.
Система работы «Софии» построена достаточно просто: в первой половине года занятия проводятся со всеми детьми — участниками олимпиад различного уровня, а во втором полугодии идут индивидуальные занятия уже по специальной программе с победителями. По мнению Елены Смирновой, победа на любом интеллектуальном соревновании — это совокупный эффект трёх слагаемых, где первое — одарённый ребёнок, второе — его желание упорно заниматься и продолжать собственное развитие, и третье — талантливый педагог, который владеет необходимыми методиками и действительно заинтересован в том, чтобы работать с учеником.
Что касается первой составляющей, то статистика показывает, что 5–7% детей изначально талантливы. Эти дети распределены в обществе равномерно, но нередко можно заметить, что где-то они проявляются, а где-то их нет. Объясняется это как раз наличием или отсутствием талантливого педагога, значение которого подчас даже важнее роли одарённого ребёнка. Ведь именно педагог будит в ученике желание развиваться.
В качестве иллюстрации Елена Евгеньевна приводит убедительный пример: уже в течение шести лет школа поселка Неболчи Любытинского района благодаря своим учащимся становится победителем и призёром на всероссийских олимпиадах по технологии. Причина этого локального феномена в талантливом преподавателе — Сергее Хельштейне. Педагог, увлечённый своим делом, с лёгкостью прививает любовь к науке нескольким поколениям учеников.

Зри в корень

Преподаватель физики, математики и астрономии школы № 23 Великого Новгорода Владимир АФАНАСЬЕВ также по праву может гордиться своими воспитанниками: этой весной ученики 10-го и 9-го классов Алексей Акиньщиков и Вячеслав Прокопов стали победителями в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по астрономии в городе Анапа. Кроме того, уже по итогам заключительного этапа олимпиады по физике Алексей вошел в сборную команду России для подготовки к Всемирной олимпиаде.
Владимир Фёдорович признаётся, что столь высокие результаты мальчишек для него не являются особым откровением:
— Я могу только удивиться, почему другие педагоги не добиваются таких же успехов, ведь  вокруг очень много хороших ребят. Другое дело, что наша система учёбы не направлена на выявление талантливых детей: сидя в большой аудитории, они теряют интерес к учёбе уже в 12–13 лет, а старшие классы большинство просто «досиживает».
Рассуждая о способностях детей, Владимир Фёдорович обращает внимание на то, что практически не употребляет само слово «одарённость», и это не случайно. Основываясь на собственной практике, преподаватель объясняет, что в большинстве случаев около половины учеников, пришедших из начальной школы, имеют очень высокий потенциал. Серьёзно работать с детьми нужно начиная с пятого класса — именно в этом возрасте в гибком уме ребёнка легче всего сформировать интерес к наукам.
Большим препятствием педагог называет неподходящую обстановку, складывающуюся в большинстве классов.
— Чаще всего заинтересованные, умные дети воспринимаются окружением неоднозначно, вплоть до травли, — рассуждает Афанасьев, — а в основе всего — элементарная зависть. Тут главное — объяснить окружающим, что «ум» — это не просто дар, а результат большого собственного труда, который приносит плоды.

Метод Афанасьева

Рассказывая о принципе работы с детьми, «подающими большие надежды», Владимир Афанасьев объясняет, что никому не отказывает в помощи, главное, чтобы было желание заниматься:
— Единственное условие, которое я ставлю, — это самостоятельная работа каждого ученика. Я не заставляю делать домашнее задание: дети приходят ко мне и сами рассказывают, что им непонятно в задачах, какие есть проблемы. Мне важно, чтобы ребёнок хотел заниматься. Ученик сам должен быть локомотивом, я же закладываю базовую систему.
Кстати, по наблюдениям Владимира Фёдоровича, именно благодаря такой системе в конечном счете углубленно изучать его предмет продолжают только действительно увлечённые ребята. Учитель признаётся, что за более чем тридцатилетнюю практику он сумел воспитать только троих по-настоящему одарённых подростков, двое из которых на сегодняшний день уже нашли свое место в науке. Юный же Алексей Акиньщиков уже стал фигурой, известной в научных молодёжных кругах.
Секрет успеха, по мнению Владимира Афанасьева, складывается из нескольких факторов.
Первый — чувство успешности: если результата долгое время нет, то ребёнок перегорает, теряет интерес к предмету. «Когда мы начинаем путь, я говорю ребятам о том, с какими сложностями они встретятся, какие возможности получат на финише, а они решают, стоит ли игра свеч», — комментирует педагог.
Второй ключевой момент — это, конечно, база и основа. Не секрет, что подчас сами руководители и организаторы крупных олимпиад попросту не понимают, о чём идёт речь в задании, — планка поднята очень сильно. А тут и ребёнок должен владеть этими навыками.
И наконец третий этап — доверие между педагогом и учеником, вера друг в друга и интерес от общения. «Именно дети научили меня тому, что есть люди, с которыми надо заниматься совсем иначе, чем с большинством, искать к ним подход. Я мотивировал их, а они меня», — улыбается Владимир Фёдорович.
Удивительно, но за всё время обстоятельного разговора каких-то особенных секретов воспитания талантов педагог корреспонденту «НВ» так и не выдал, отговариваясь тем, что обучение нужно строить на простых человеческих ценностях и интересе к теме изучения.
А вот планами на будущее с охотой поделился. В 11-м классе его подопечный Алексей планирует включиться в крупные исследовательские проекты: при подготовке соответствующей научной базы каждый любитель астрономии сегодня имеет возможность воспользоваться через Интернет услугами одного из крупнейших телескопов мира — орбитального «Хаббла», входящего в состав больших обсерваторий NASA. Ну а в будущем юного астронома ждёт поступление в МГУ и занятия любимым делом.

Комментарий эксперта

Какова роль педагога в развитии личности ученика?

Александр ШИРИН, директор Института непрерывного педагогического образования НовГУ:
— На самом деле, одарённых детей много, но каждый из них живёт сам по себе, и в этой самостоятельности кроется опасность не прийти к собственной одарённости. Хорошо, если рядом с ребенком находятся заинтересованные, понимающие родители, но всё же главным остаётся
педагог.
Именно учитель, тренер, наставник первым выявляет талант ребёнка, объясняет ему, что способности — это не просто дар, что над ними нужно очень много работать, и лишь тогда они принесут пользу. Только педагог подскажет ребёнку верное направление движения.

Наталья ФЁДОРОВА, замдиректора по учебно-воспитательной работе Новгородского лицея-интерната:
— Чем больше возможностей есть у ребёнка, тем больше его шансы на успех, и именно педагог способен дать эти возможности. В нашей практике есть случаи, когда дети из сельской местности приезжают учиться к нам, потому что в родной школе им просто «тесно».
К счастью, сейчас нет повода волноваться, что талантливый ребёнок останется без должного внимания. Беда большинства образовательных учреждений в другом: хорошие преподаватели стареют, но никто не идёт к ним на смену. Остаётся лишь успевать за молодёжью: мудрый педагог будет не только учить, но и учиться чему-то новому.

Алла КОЧЕРГА, замдиректора по концертной и методической работе детской музыкальной школы № 1 имени С.В. Рахманинова, Великий Новгород:
— Сегодня нередко употребляется слово «харизма». В деле педагога от этого понятия и вообще от особенностей личности зависит очень многое. Для музыкантов не секрет, что в манере исполнения ученика можно услышать характер педагога, так что недооценивать роль преподавателя просто нельзя.
Именно начальная ступень обучения закладывает базу для будущей широкой дороги талантливого ребёнка. И только талантливый педагог может воспитать яркую личность.
 
Мария КЛАПАТНЮК
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Скоро группа отметит своё 25-летие.

Устроили тут балаган!

Известная фолк-группа «Балаган Лимитед» бесплатно выступает для жителей Боровичского и Любытинского районов

10.04.2024 | Общество

Изображение от xb100 на Freepik

Какой вред организму наносит сахарный диабет?

Люди с диабетом не могут как следует усваивать углеводы. В результате у них значительно повышается концентрация глюкозы ...

10.04.2024 | Общество

На минувшей неделе пять семей из Боровичского района, у которых после 1 января 2024 года родился первый ребенок, стали обладателями сертификата на улучшение жилищных условий. Его сумма составляет 350 тысяч рублей.

Норма жизни

Глава региона рассказал полномочному представителю президента о реализации пилотного проекта по повышению рождаемости

03.04.2024 | Общество

Изображение от pch.vector на Freepik

Что такое ЗОЖ?

Принято считать, что привычка формируется в течение 21 дня. Чтобы появилась привычка ЗОЖ, необходимо соблюдать его основы в комплексе

03.04.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как бросить курить?

Приступы плохого самочувствия заставляют некоторых задуматься о том, чтобы перестать себя отравлять. Желание избавиться ...

03.04.2024 | Общество

В память о погибших людях в городах России загорелись тысячи свечей.

Птицы улетают в небо

Новгородцы вместе со всей страной почтили память жертв теракта в Подмосковье

27.03.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.04.2024 года