— Если отталкиваться от стереотипного восприятия общеобразовательного процесса, то можно сказать, что родители, отдавая ребенка в школу, хотят, чтобы он получил хорошие знания, которые бы помогли ему в будущем профессионально сформироваться. Учебное заведение в свою очередь данные знания должно обеспечить.
— Какие же компетенции есть у учеников вашей школы?
— Не только нашей, любой. Их много. Например, коммуникативная. Понятно, что даже если школьник быстро найдет и правильно оценит информацию по заданной теме, но не сможет последовательно изложить свои мысли одноклассникам или учителям, то успеха не будет. И я говорю не только об умении лично общаться с аудиторией, но и письменно, графически выражать свою мысль. Еще одна компетенция — информационная. Это как раз и есть умение находить нужные сведения в самых различных источниках, без чего в современном мире нельзя. Всему этому можно и нужно учить детей в школе. Мы у себя давно отслеживаем успехи детей на данном направлении и помогаем их развивать, потому как от этого напрямую зависит качество образования.
— Насколько я знаю, в вашей школе отслеживаются и качественные, и количественные достижения детей. Действует некая информационная система, позволяющая и педагогам наблюдать и анализировать учебу ребят, и самим детям, и их родителям.
— Да. Корпоративная сеть, позволяющая производить мониторинг знаний детей, была разработана и внедрена в школе в 2006 году. Обязанности педагогов четко распределены: одни вносят в систему персональные данные о детях и родителях, и эти сведения не подлежат разглашению, другие регулярно вписывают текущие оценки, информацию об участии в проектах, конкурсах и многое другое. Мы можем, и делаем это, сравнить результаты классов в одной параллели, что вносит элемент соревновательности и мотивирует ребят на учебу. Но основная задача нашей информационной системы — отслеживать успехи или неудачи по всем направлениям школьной жизни каждого ученика в отдельности и корректировать в соответствии с этим работу педагогов. Такие данные не подлежат всеобщей огласке — об изменениях мы сообщаем детям и родителям. Опыт показывает, что если за несколько недель до окончания четверти обратить внимание ученика на явно прослеживающиеся по нашей информационной системе пробелы и предложить помощь, к концу четверти он подтянется и улучшит свои результаты.
— Ваша школа входит в состав Российского клуба лидеров качества образования, в котором на сегодняшний день значатся всего 260 общеобразовательных учебных заведений страны и получить членство в котором можно, только реализовав на практике некие инновационные управленческие идеи…
— Успешно внедрив у себя информационно-мониторинговую систему, о которой я только что рассказала, мы в 2007 году подали этот проект на участие во Всероссийском конкурсе методических разработок по управлению школой и получили второе место. После этого школа и получила приглашение войти в состав клуба. Кстати, наш регион представляет еще и Боровичская гимназия. Клуб — это своего рода экспериментальная площадка. Школы-участницы разрабатывают и апробируют на своей базе новые идеи, которые позволяют улучшать учебный процесс, повышают качество образования.
— Другими словами, клуб занимается теоретическими проектами. А как же внедрение в практику?
— Российский клуб лидеров качества образования — это не закрытая масонская ложа. Во-первых, участники общаются и через Интернет, и лично встречаясь на различных съездах, учебах, постоянно обмениваясь информацией. Во-вторых, все наши идеи мы публикуем на страницах общероссийских педагогических изданий и порталов. Могу сказать, что только за последние три года в рамках федерального комплексного проекта модернизации образования, участие в котором принимали более 30 регионов, с подачи клуба были реализованы несколько идей. Что касается Новгородской области, то на базе нашей школы проводятся обучающие семинары и практикумы для руководителей общеобразовательных учреждений районов. Каждую неделю к нам приезжают перенимать опыт. Радует, что во многих школах, взяв за основу нашу схему мониторинговой системы знаний учащихся, пошли дальше — дополняют ее новыми составляющими в зависимости от своих местных особенностей и задач, стоящих перед учреждениями.
— Качество образования старшеклассников напрямую зависит от того, правильно ли ребенок выбрал профиль для углубленного изучения. А если ошибся? Если скажем, биолого-химическое направление — не его путь? Что тогда?
— Администрация Великого Новгорода подходит к распределению профилей в 10—11 классах так, чтобы в каждом микрорайоне города присутствовали все направления — гуманитарное, естественно-научное, математическое, языковое и другие. Это не означает, что весь спектр должен быть в каждой школе. У нас, скажем, углубленно изучается экономика, в соседней же гимназии
№ 2 — математика, и так по всем учреждениям. И если школьник даже в середине учебного года осознал, что ошибся, он тут же может, не теряя времени, перейти в другую школу или гимназию. Такое право у него есть. А вот чтобы ошибок при выборе дисциплин для углубленного изучения в старших классах было как можно меньше, в городе разработана единая программа профориентационных элективных курсов для учащихся 7—9 классов. Это рассказы на уроках о различных профессиях, экскурсии на предприятия, фирмы, в учреждения профессионального образования. Это и тестирование детей на способности, и совместно с родителями обсуждение дальнейших планов на учебу. Если после тестирования внутри школы мы видим, что явного направления применения сил ребенка не прослеживается, то направляем его в Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов Великого Новгорода, где специалисты при помощи некоторых тестов помогают найти правильный путь и определиться с профилем учебы.
— В начале разговора вы сказали, что качество образования включает в себя и умение применять полученную информацию на практике. Каким образом в этом может помочь школа?
— Способов много. Например, привлекаются дети к разработке различных компьютерных презентаций своих проектов. Кстати, после последней встречи в клубе мы привезли идею, как в рамках основного учебного плана, а не после занятий, учить детей создавать социальные проекты, направленные на изменения жизни семьи, друзей, двора. Поскольку в нашей школе ребята углубленно изучают английский язык, в прошлом году мы заменили таблички с названиями кабинетов с русских на иностранные. Это вызвало бурю эмоций: дети вели споры по поводу правильного или неправильного, по их мнению, лексического значения, точнее сказать, соответствия английского слова сущности учебного процесса по конкретным предметам, который проходит в данных помещениях. Регулярно в учебном году мы проводим информационно-развлекательные мероприятия с практическим использованием знаний. К примеру, предлагается прочитать на английском языке инструкцию по применению какого-нибудь лекарства и подробно рассказать о содержании присутствующим.
— Беседуя сейчас, мы говорили о том, каким образом дети улучшают результаты, какие у них есть возможности. А разве учитель не является определяющим фактором высокого качества образования?
— Этот вопрос сегодня животрепещущий для педагогической общественности страны. В Московском институте проблем образовательной политики «Эврика», который был инициатором проведения в России комплексного проекта модернизации образования и главным его рефери, считают, что качество образования — это только достижения детей. И не важно, как они их добились — с помощью учителей, сами или еще как-то. Я же в корне не согласна с таким мнением, потому как только педагог-личность, педагог, стремящийся постоянно совершенствовать себя, может дать своим ученикам образование самого высокого качества.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)