Суббота, 14 февраля 2026

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Секреты бабы Ани

{thumbimage 150px 1}Коренной жительнице приильменской деревушки с необычным названием Георгий исполнилось 100 летВокруг озера Ильмень находится множество красивейших сел и деревень, которые каждое лето благодаря дачникам становятся такими же многолюдными, как и встарь. А вот старожилов в них с кажды

{thumbimage 150px 1}Коренной жительнице приильменской деревушки с необычным названием Георгий исполнилось 100 лет
Вокруг озера Ильмень находится множество красивейших сел и деревень, которые каждое лето благодаря дачникам становятся такими же многолюдными, как и встарь. А вот старожилов в них с каждым годом все меньше и меньше. Деревня Георгий Ракомского сельского поселения не является исключением. Поэтому столетний юбилей Анны Николаевны БАЙКИНОЙ стал настоящим событием районного масштаба — гостей в ее уютном доме было не перечесть. Одними из первых поздравили именинницу корреспонденты «НВ».
Хотя деревня Георгий встретила нас нудным дождем и размытыми дорогами, в доме бабушки Ани было тепло, светло и пахло пирогами, которые спозаранку напекла для юбилярши ее многочисленная родня. Семья — главное богатство Анны Николаевны: трое детей, невестки, пять внуков, шесть правнуков и два праправнука! Они окружили ее заботой и вниманием, стараясь, чтобы преклонные годы любимой бабули прошли без забот и труда. Однако сама она к такому «парниковому» существованию не готова, и каждый день старается себя чем-то занять.
— Вот внучке носки связала недавно, правда, глаза стали хуже видеть, в очках рукодельничаю. Да и платье, что сейчас на мне, сама шила! Я все умею: и ткать на станке, пальто, если надо, сошью, не привыкать. Раньше-то таких магазинов не было, все своими руками делали. Сын с невесткой два года назад ко мне жить перебрались, берегут меня, говорят, не делай ничего, руки-ноги болят, а я без работы сидеть не могу, ведь до этого сама обходилась: и в огороде все выращивала, и за водой ходила, и готовила.
Всю жизнь Анна Николаевна Байкина, так же, как и ее родители-крестьяне, трудилась в колхозе. Назывался он в довоенное время «Октябрьский взрыв», и работали там, как сказала баба Аня, за палочки-трудодни. Поэтому самые работящие деревенские жители зачастую бросали родные дома и отправлялись обустраивать свои хутора: валили лес, расчищая делянки, распахивали целину. Помнит такой момент в своей жизни и моя собеседница. Но на вопрос, что больше всего врезалось в ее память за такую долгую жизнь, начавшуюся в 1909 году, баба Аня ответила следующее:
— Да три голода больше всего запомнились! Первый голод — во время Первой мировой войны, второй — в тридцатые годы, продразверстка была, последнее у нас отбирали, а третий голод пришел в нашу деревню после Великой Отечественной. Помню, мы, дети, мох ели, чтобы с голоду не умереть. Народ в деревне работящий был, старался, а Ленин и Сталин все погубили, ругаю я их всегда. Сейчас-то что не жить... А тогда просили маму поесть дать, и слышим один ответ: «Найдите что-нибудь в огороде». Да после такого все нипочем. И все равно до фашистов хорошо, весело жили, молодые были. Гуляли на престольные праздники, утром в церковь ходили, а вечерами поседки устраивали — из нескольких деревень молодежь собиралась. А сегодня выйду на улицу, хоть и стоит домов 40, а все равно — мертвая деревня, одни дачники летом приезжают. Вот об этом жалею я очень…

Батюшка-разведчик

До Великой Отечественной в деревне Георгий, по словам бабы Ани, было 70 домов, и стояли они впритык друг к другу, чуть ли не касаясь крышами, но война разрушила все. Когда я попросила ее рассказать об этих временах, ответ заставил всех заулыбаться:
— Ах Отечественная? Да конечно, все помню, это же совсем недавно было! Ну что — пришли немцы, в нашем доме штаб устроили, я с детьми — то в чулане, то в погребе. Муж ушел на фронт, больше его и не видели. Трудно было, как и всем остальным. Ночью на двери наших домов все провода какие-то вешали — выйдешь, взорвется. Одно радовало: наша церковь Георгия Победоносца — от нее и деревня название свое получила — работала, вот и ходили туда душу отвести. Батюшка не простой был тогда у нас — отец Василий. Мы-то деревенские знали, что он в тылу врага разведкой занимался и что у него в алтаре рация стояла, по которой он все данные куда надо передавал. Его в своей рясе и в окрестных деревнях немцы не задерживали, а он все высмотрит и передает потом. Жаль, церковь разрушили, в ней наблюдательный пост был, по нему и бомбили. Купол разбили, стены... Но когда я смогла в нее зайти, то увидела, что на стене висят целым-целехоньки две иконы. Мы с соседкой их спрятали, а потом в другую церковь, в деревню Васильевская, отдали. Да не только церковь — вся деревня разрушена была, из 70 домов пять-шесть всего осталось. Наш в том числе.
Как ни худо было при немцах, призналась Анна Николаевна, а все на родной земле. Но в 1943-м ее вместе с детьми оккупанты угнали в Прибалтику, где заставили работать. К счастью, уже через год наша героиня смогла вернуться в деревню.
И все началось по новой — работа, работа и еще раз работа. Надо было как-то налаживать жизнь, и Анна сеяла, пахала — зачастую на себе, копала и готовила. Кроме колхоза выращивала овощи на своем большом огороде и продавала их на рынке. Дети выросли, а она повзрослела. Потом пришла пора и пенсии, как оказалось, самой минимальной: кроме палочек-трудодней крестьянка мало что получала тогда за свой труд. Ее средний заработок составил… девять рублей с копейками. Лишь не так давно ее пенсионные выплаты стали составлять четыре тысячи. Так, может, на 100 лет чего-нибудь добавят, надеется баба Аня, так как умирать не собирается — жизнь-то вон какая хорошая настала:
— Внукам на гостинцы пенсия пригодится. Я еще кого-нибудь понянчить хочу. Да и внучке Оле скоро день рождения, а через два года у внука Юры юбилей.
Надо сказать, в далеко идущие планы Анны Николаевны верится легко, так как хорошему самочувствию столетней женщины удивляются даже врачи, к которым она, кстати, никогда не обращается: в местном медпункте на нее даже медицинская карточка не заведена. Простынет — лечится сама, старинными дедовскими методами: то из травки какой настой сделает, то мазь особую для больных суставов соорудит. А в 80 лет она наповал удивила всех своих родных: самостоятельно сделала то, что не получилось в далеком детстве, — по церковным книгам наконец-то выучилась читать и писать! И теперь регулярно читает газеты, которые выписывает ей сын, и следит по телевизору за всеми событиями в мире, правда, отдавая предпочтение сериалам и таким передачам, как «Федеральный судья» и «Давай поженимся». Говорит, что серьезного и в настоящей жизни насмотрелась — по телевизору уже не хочется.
Прощаясь с этой удивительной юбиляршей, так и хотелось задать стандартный вопрос: «В чем секрет такого долголетия?». Но было ясно, что ответ на него я давно уже получила — жить, работая и отдавая себя другим. Поэтому бабу Аню попросили дать совет нашей современной молодежи, на что старушка ответила: «Пусть не дурят гораздо, работают. А гуляют в меру — вот и доживут, как я, до ста лет!».

Венчальная церковь

На обратном пути в Великий Новгород мы завернули в Старое Ракомо, где находится администрация сельского поселения. Ее глава Галина Иванова была на месте, рассказав нам, что утром они вместе с главой Новгородского района Анатолием Швецовым и председателем районного Совета ветеранов Александром Яшиным тоже поздравили столетнюю юбиляршу. Приехали с цветами, подарками и пожелали главного — крепкого здоровья. А потом моя собеседница посетовала:
— Жаль, что таких, как Анна Николаевна, немного в Поозерье осталось. Да и вообще в местных деревнях теперь все больше дачники. Взять ту же деревню Георгий: в 40 домах лишь 19 человек постоянно прописаны. А проживают и того меньше. В СПК «Ильмень», который вместо бывшего колхоза образовался, стараются земли не запускать, обрабатывать, занимаясь в основном овощеводством. Но на то, чтобы сохранить памятники архитектуры, ни сил, ни средств не хватает. Взять ту же церковь Георгия Победоносца: после войны ее остатки, как говорят старожилы, по кирпичику на ремонт дорог разобрали. Когда она построена была — и то не знаем: сама деревня упоминалась в писцовых книгах еще в 1498 году. Что еще примечательно, и в других церквах Приильменья батюшки в войну нашим солдатам помогали. В деревне Троица батюшка Николай Тогатов людей от фашистов прятал, в его честь там улицу назвали. А в нашей церкви Знамения Божией Матери, в Старом Ракоме, даже в войну венчали. Сейчас она совсем разрушена. В 1978 году от удара молнии крест с нее упал, только старинные решетки на окнах сохранились, но все равно понять можно, что очень красивый храм был: со всех сторон, откуда ни глянь, был виден. Да вы сами посмотрите!
Мы остановили машину у полуразрушенной церкви, и я не удержалась, чтобы не зайти внутрь. Там, под разбитым куполом, валялись пробки от бутылок и рос бурьян. А посреди этого мусора стоял установленный деревенскими жителями молельный крест — в память о святом и почитаемом всеми месте. На душе стало грустно и неуютно, ведь вместе с целой эпохой, в которой были и жили храмы, подавали пример своей жизнью священники и простые крестьяне, уходит в прошлое и целый пласт русской культуры — то неуловимое, что во все времена отличало русскую деревню.
 
 
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Откуда мы?

Откуда мы?

Год единства народов России станет масштабной кампанией по укреплению общероссийской идентичности

11.02.2026 | Общество

«Я за жизнь!»

«Я за жизнь!»

Вчера участнику Великой Отечественной войны Василию Крестьянинову исполнилось 100 лет

11.02.2026 | Общество

Право на поддержку

Право на поддержку

Участникам СВО упростили условия заключения соцконтракта

11.02.2026 | Общество

Хип-хоп волна

Хип-хоп волна

Танцевать брейк новгородских подростков учат молодые супруги, увлечённые своим делом.

11.02.2026 | Общество

Вместе с деревяшками камерный интерактивный спектакль будет знакомить новгородских малышей с традиционной культурой

Вместе с деревяшками камерный интерактивный спектакль будет знакомить новгородских малышей с традиционной культурой

Новгородский театр драмы представил уникальный камерный спектакль «Деревяшки», предназначенный для детей от одного года

11.02.2026 | Общество

Зима на крыле

Зима на крыле

Новгородцы второй месяц наблюдают за жизнью лебедей в центре города

11.02.2026 | Общество