— Больше всего индивидуально занимаются учащиеся выпускных классов, потому как им предстоит сдача ЕГЭ, — говорит директор центра Светлана ЕЛАГИНА. — И спроса, и предложений на этом рынке образовательных услуг меньше не становится.
Этот факт невольно приводит к некоторым выводам. Во-первых, раз дети учатся дополнительно после обязательных уроков в школе, то качество базового учебного курса оставляет желать лучшего. Во-вторых, учителя, многие из которых подрабатывают репетиторством, заинтересованы в не очень высоких знаниях учащихся, чтобы потом предложить отстающим детям свои услуги за дополнительную плату. И в-третьих, беспокойство педагогов о том, что не все ребята хорошо усвоили материал и не смогут сдать ЕГЭ, передается школьникам, те в свою очередь говорят об этом родителям, которые, даже если в этом и нет реальной необходимости, решают подстраховаться и нанять репетитора.
Рекламные издания пестрят объявлениями о частных уроках на дому. Больше всего предложений от математиков, учителей русского языка, физики, химии и английского языка.
— В среднем репетиторы в Великом Нов- городе за академический час (40—45 минут) со школьником 5—8 классов берут порядка 200 рублей, за подготовку к ЕГЭ — 250 рублей, — объясняет индивидуальный предприниматель Любовь ВОЛКОВА, фирма которой уже шесть лет оказывает услуги по репетиторству.
По ее словам, сейчас спрос на частные занятия по подготовке к ЕГЭ снижается, потому как многие школы выработали собственные обучающие методики по этому направлению. А вот младших школьников среди учеников репетиторов становится все больше.
— В первом классе детям оценок не ставят, поэтому родителям бывает сложно понять, все ли предметы их ребятишки хорошо осваивают. Когда же во втором классе учителя начинают оценивать знания, выставляя оценки в дневник, многие мамы и папы осознают, что есть проблемы. Особенно это касается математики — в первом классе педагоги упор в основном делают на письмо и чтение, программа же по математике в первом классе построена на том, что дети изучали в детском саду, и проблем, как правило, у ребятишек со счетом не возникает. А во втором классе идут уже сложные задания, например, задачи, сложение и вычитание через десяток. И дети начинают буксовать. В начальной школе родители должны контролировать выполнение детьми уроков, помогать им. Но занятость не позволяет многим взрослым выделять на это много времени. Поэтому родители нанимают репетиторов, что правильно, потому как заниматься с детьми, в том числе и помогать делать домашнее задание, должны профессионалы.
Специалисты областного центра психолого-медико-социального сопровождения советуют родителям младших школьников прийти вместе с выбранным репетитором к ним на консультацию.
— К сожалению, часто происходит так, что репетиторы выдают учащимся начальных классов большой объем информации — много решают задач, упражнений, повторяют правила, но ожидаемого результата нет — оценки детей в школе не улучшаются. И причина в том, что педагоги-репетиторы не учитывают индивидуальные, психологические особенности младшего школьника, а это обязательное условие успешности обучения на начальном этапе, — поясняет Светлана Елагина.
А Любовь Волкова дает родителям такой совет: если через два месяца после того, как школьник начал заниматься с репетитором, он не демонстрирует полученные знания, и его оценки по этому предмету в школе не улучшаются, от услуг данного репетитора нужно отказываться и искать другого. Тем более что выбирать есть из кого…