{mosimage}Не погрешу против истины, если выскажу догадку: многие время от времени испытывают писательский зуд. И чтобы от него избавиться, выплескивают на бумагу всё, что накопилось. После массового словоизвержения вопросы возникают один за другим. Кто оценит? Как напечатать? Смогу ли я на этом заработать?
Как оказалось, нынче проще всего продвинуть свое произведение через Интернет. Остается повторить вслед за незабываемым Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке»: «Нажми на клавиши, продай талант!».
Мария работает в популярном ныне жанре фэнтези.
- Первую книгу «Хозяйка четырех стихий» я писала достаточно долго, в общей сложности около двух лет, - рассказывает Мария Гинзбург. - Был перерыв на рождение первой дочери, но как только я стала посвободнее, работе я стала отдавать большую часть своего времени.
Своего первого издателя Мария Гинзбург нашла в Интернете, на сайте Библиотеки Мошкова.
- На этом сайте крупные и средние издательства регулярно проводят конкурсы среди писателей. Вот, к примеру, прямо сейчас «Лениздат» запрашивает определенные жанры. Если у вас есть что предложить и вам нравятся условия, смело отсылайте рукопись, - рекомендует писательница.
В издательствах тексты проходят предварительный отбор. Первый редактор Марии Гинзбург сообщил ей, что он будет рекомендовать ее книгу главному редактору, принимающему решение о печати. Этого известия писательнице пришлось дожидаться четыре месяца.
По электронной же почте прислали и авторский договор. Его секреты «НВ» Мария Гинзбург не рассказывает, связанная обязательствами.
Вот как сами писатели характеризуют работу с крупными редакциями на своих форумах. «В издательстве «АСТ», например, цикл прохождения рукописи довольно длинный: от момента отправки работы в редакцию до момента ее выхода может пройти год. Можно не ждать «окончания процесса» по первой рукописи и отправлять следующую».
«В издательстве «ЭКСМО» читают и принимают решения быстрее, примерно через 6-8 месяцев. Тиражи для нераскрученных фантастов и детективщиков: 5-10 тысяч экземпляров».
Как высказывается на своем сайте современный писатель Михаил Кликин, «авторские отчисления обычно составляют 6-12% от суммарной стоимости тиража. В договоре, в пункте о выплате авторского вознаграждения, этот процент может быть прописан прямо, либо же там может быть указана некая денежная сумма - если вы ее пересчитаете, то должны опять выйти на те же самые 6-12% от стоимости тиража».
Понятно, что гонорар зависит от количества экземпляров. Для начинающих писателей предел мечтаний - 5 тысяч. Если учитывать, что книга у самого расторопного автора выходит из-под пера не чаще, чем один раз в три-четыре месяца, то получается, что прожить лишь на гонорар новичку вряд ли возможно. Вместо морали обращусь к цитате из Кобба Эрвина: «Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями».
В разговоре Мария Гинзбург подтверждает, что «прокормиться отдельным писательским трудом нельзя». По ее опыту, «периодичность издания» - одна книжка в год. Хотя в скобках замечу, что Мария Гинзбург - счастливая жена и мать двоих детей. Ее вторая дочь родилась на несколько месяцев раньше, чем вышла новая книжка. Впрочем, это не мешает ей сейчас обдумывать новую книгу, на этот раз - в жанре классической фантастики.
Литагент 007
Многие новообращенные писатели испытывают опасения, что, выложив в Интернет свое произведение, они навсегда потеряют авторство. Как говорит Мария Гинзбург, «никто ничего не ворует, этого добра в сети навалом». Хотя того, что на современном и не совсем литературном языке называется «разводкой», и в писательском сообществе хватает. Например, автору на электронный почтовый ящик может прийти «прелестное письмо», якобы от редактора, такого содержания: «Я прочитал ваше произведение, и если вы хотите, чтобы оно было опубликовано, перешлите по такому-то адресу 100 долларов».
Иногда на писательских форумах проскакивают панические домыслы. Например, что в период кризиса издательства не будут платить авторам гонорары. Профессиональные писатели и представители издательств призывают начинающих не паниковать: народ даже в тяжелые времена на литературу, ему интересную, деньги тратить не перестанет. А это значит, что издательства и книжные магазины по-прежнему будут получать прибыль, с которой и рассчитываются со своими авторами.
Хотя в какой-то степени писатель достаточно беззащитен перед издательской машиной. Не царское это дело - копаться в юридических тонкостях, чтобы вычислять подводные камни договоров, искать подходящие издательства и биться до хрипоты с главным редактором, который хочет, чтобы герой остался жив, когда автор приговорил его к уникальной смерти.
Тему литературных агентов мы затронули в разговоре с известным новгородским журналистом и литератором Валерией Клебановой.
- Работам современных авторов действительно намного труднее увидеть свет, - размышляет Валерия КЛЕБАНОВА. - Вместо того, чтобы сосредоточиться на творчестве, ему приходится выискивать спонсоров и издателей. Это касается хорошей, настоящей литературы. Ведь издательства, не хочу никого обидеть, предпочитают печатать то, что имеет сиюминутный спрос. Если бы у нас существовали лит-
агенты, у которых нюх на хорошую литературу и они могли бы получать за свою работу неплохие деньги, это было бы большое дело для писателей. Но пока таких людей нет. В принципе эту функцию могли бы выполнять и региональные отделения Союза писателей. Если профессионалы автора поддержат, дадут рекомендацию - дело будет продвигаться быстрее. У нас, старшего поколения, слава Богу, остались еще кое-какие связи в литературных кругах. И если я, не тетка с улицы, обращу внимание главного редактора крупного журнала на то или иное произведение, думаю, он поверит моему мнению, будет читать это сам, а не положит в стол.
Любой каприз
за ваши деньги
Есть такая шутка: «В литературной среде графоманией называют арт-терапию, которую автор желает во что бы то ни стало сделать всеобщим достоянием». По словам Валерии Клебановой, ей случалось открыто говорить авторам, что «писать больше не нужно».
- Звонят. Я вышел на пенсию, хочу заняться написанием стихов, - говорит Валерия Клебанова. - Я спрашиваю, не хочет ли мой собеседник заняться балетом? Он недоумевает, и тогда я ему объясняю, какая разница, какую новую профессию ему предстоит осваивать. Ведь написание прозы или поэзии - это труд, которому надо учиться.
Последние три года Валерия Аркадьевна занимается инкубированием молодых талантов в литературном объединении при Новгородском отделении Союза писателей. Из-под крыла Клебановой вылетело десять членов Союза писателей, трое из них - новгородцы. Помимо Марии Гинзбург, это поэты Игорь Ефимов и Зинаида Яковлева. Недавно в Союз писателей РФ была отправлена рекомендация на уже известного читателям «НВ» мецената Николая Сумарокова, который еще, как оказалось, сам пишет стихи. Издаться за собственный счет для него - дело простое, однако он предпочел несколько лет зарабатывать у Клебановой профессиональную оценку своего литературного таланта.
- Издаться-то можно, только кто потом читать тебя будет! - говорит Валерия Клебанова и со смехом рассказывает о десятке книг в роскошном полиграфическом исполнении, посвященных «авторитетному» новгородскому предпринимателю Тельману М.
И напоследок. Один из наиболее надежных способов быть опубликованным, если автор не в силах шлифовать свое дарование годами, - издаться за свой счет, если финансы позволяют. В самой крупной типографии Великого Новгорода для «НВ» подсчитали затраты.
Если исходить из 208 книжных страниц формата А5 (для тех, кто не очень разбирается, поясню: обычный лист для печати на компьютере - это А4), цветной мягкой обложки, то одна тысяча экземпляров обойдется автору-заказчику в 70 рублей за книгу. Сюда же входит то, что называется допечатная подготовка: оформление обложки художником типографии, верстка и корректура.
Если автор пожелает переплет твердый, ламинированный и, естественно, цветной, сумма за экземпляр увеличивается на 41 рубль.
Как рассказывает менеджер предприятия, в месяц только их типография выпускает два-три издания. В основном это научно-познавательная литература, учебные пособия для
НовГУ, стихи и проза.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)