{mosimage}Единственный в Новгородской области врач-фониатр успешно сочетает лечебную и концертную деятельность
- Я занимаюсь восстановлением голоса, - очень буднично говорит о своей необычной профессии Олеся ТИМОФЕЕВА. - Фониатр - это, во-первых, отоларинголог - доктор, занимающийся лечением и профилактикой заболеваний уха, глотки, гортани и носа, а во-вторых, человек, имеющий еще и музыкальное образование.
Олеся считает, что с девяти лет, с момента поступления в музыкальную школу на хоровое отделение, исчисляется ее непрерывный поющий стаж. Она и сейчас является солисткой театра «Водевиль», что открыт при Новгородской музыкальной школе имени Чайковского. В его репертуаре - джаз, эстрадные шлягеры, романсы, песни из кинофильмов. На счету коллектива не одна победа на престижных российских и международных конкурсах, постоянные выступления на больших площадках, а сейчас «Водевиль» готовится к праздничному концерту в честь юбилея Великого Новгорода.
- Меня часто спрашивают, почему же я выбрала стезю врача по голосу, - размышляет вслух Олеся. - Думаю, как раз для того, чтобы лучше понимать проблемы коллег-музыкантов. Кстати, я не единственный медик в семье: прадед был земским врачом, моя мама - фельдшер.
Единственный в Новгородской области фониатр - доктор Тимофеева - ведет прием в консультационной поликлинике областной клинической больницы. В пациентах нехватки нет. Вот на очередной лечебный сеанс пришел двадцатилетний юноша - высокий, крепкого телосложения, а голос - тонкий, как у ребенка. Олеся Александровна осведомилась, принимает ли он рекомендованные ею лекарства, осмотрела гортань, сделала новые назначения и отправила пациента к своим помощникам - фонопедам, которые всегда присутствуют на приемах.
- Задача фониатра - определить правильное медикаментозное лечение. Фонопеды же занимаются дыхательными, музыкальными и речевыми упражнениями, без которых невозможно добиться нужного результата, - поясняет Олеся. - Могу точно сказать, что к концу курса этот молодой человек заговорит низким голосом.
Доктор опровергла расхожее мнение о том, что голос ломается только у юношей: часто приходят на прием и девушки. Причина, как говорят исследователи, в акселерации подрастающего поколения. Но нередко к фониатру приводят и ребятишек трех-четырех лет, так называемых крикунов, которые своим «громким поведением» ослабляют свои голосовые связки.
Но основная масса пациентов Тимофеевой - работники голосовых профессий, таких, как артисты новгородских театров, учащиеся и педагоги музыкальных школ, колледжа искусств, НовГУ, музыканты из районов области, жители соседних регионов. Особенно часто приезжают из Санкт-Петербурга: ведь там стоимость консультации фониатра - 1700 рублей, здесь же - 100 рублей.
По словам доктора, за последние несколько лет значительно увеличилось число больных, направляемых на восстановление голоса после тяжелых операций в онкологическом диспансере.
- Раньше операции на гортани делались под местным наркозом, хирурги во время них разговаривали с пациентами. Делалось это для того, чтобы случайно не повредить голосовой нерв, который по виду ничем не отличается от тонких сосудов. Теперь же из-за сложности онкологических операций и продолжительности их по времени докторам приходится вводить общий наркоз. Случается, голосовой нерв повреждается, и после операции человек не может говорить. Но все поправимо. Правда, в таких случаях на восстановление уходит до восьми месяцев.
Мечта Олеси - получить современное оборудование, которое позволило бы делать операции на связках неонкологического профиля у нас в регионе. Дело в том, что если у жителя области связки повреждены не вследствие ракового заболевания, то ему приходится искать доктора в столице.
- Сейчас мы вынуждены направлять пациентов-певцов, у которых, к примеру, образовались узлы на связках, - объясняет фониатр, - в Московский научно-клинический центр отоларингологии, где за операцию они платят порядка 30 тысяч рублей. Если бы у нас было свое оборудование, то и операции обходились бы больным дешевле, и послеоперационные консультации были бы регулярными.
Олеся говорит, что музыкальный слух и профессиональные навыки позволяют ей на улице, в общественном транспорте, услышав разговор людей, предположительно определять их проблемы со связками. Так, осиплый голос может говорить об уже хронических проблемах, причиной которых, возможно, является курение. Не исключено, что последствием будет полная потеря голоса, вернуть который без оперативного вмешательства уже нельзя.
Фониатр Тимофеева, учившаяся своему мастерству у докторов поликлиники Большого театра в Москве, перенявшая секреты личного доктора Николая Баскова, готова применять их на практике не где-нибудь, а именно в нашей области. Олеся говорит, что работа доставляет ей удовольствие, и трудится она ради того, чтобы новгородцы всегда были в голосе.
Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир БОГДАНОВ,
Михаил МОРДАСОВ (фото)