Основной доход
В самом начале были только показательные выступления, визитки, флаеры, вспоминают новгородские фаерщики. Как таковой рекламной кампании не проводилось. Связывались с фирмами, которые занимаются организацией мероприятий, через знакомых пытались выйти на коммерческие организации.
— Когда мы проводили показательные выступления, то в конце человек проходил со шляпой и все смотрящие кидали деньги, кто сколько мог. Это в традиции уличных театров. Получалось примерно рублей 400. Но если разделить на 10 —12 человек.., — говорит
0Роман Северинов. — Потом стали обзванивать различные компании. Выступали на дне рождения компании — мобильного оператора, с известной радиостанцией сотрудничали по бартеру: они месяц крутили рекламу про наш фестиваль, а мы выступали на их корпоративном празднике.
К коммерческому успеху не известному в Новгороде до недавних пор виду зрелища пришлось идти примерно год.
— Где-то выступления оплачивались, где-то это была возможность для саморекламы. Сложно было в начале прошлого года, когда о нас еще никто не знал. А сейчас у нас уже есть постоянные клиенты, которые советуют нас пригласить своим друзьям. В новый год я работала на трех заказах. А всю новогоднюю неделю мы сотрудничали с популярным кафе, где каждый вечер фаерили, — делится впечатлениями Анна ОГОРОДНИЙЧУК из театра «Фалькор».
Фаерщиков часто приглашают на дни рождения, праздники, свадьбы, частные вечеринки. Положительные отзывы они зарабатывают, предлагая клиентам разные «фишки». Можно сделать огненное сердце, имя, признание в любви, любую фигуру: индивидуальный подход к клиенту очень ценится. Размер оплаты представления зависит от продолжительности, количества участников, использования пиротехники, от сценария в целом. Четко определенной суммы за работу нет, говорят ребята, каждый заказ обговаривается персонально.
Цена зависит от очень многих факторов. Иногда, например, на детских благотворительных праздниках фаерщики выступают бесплатно. По оценке Вячеслава Ушакова, члена клуба «VATRA», в среднем за выступление получается 500 рублей на каждого.
Инвестиции
Как и в любом бизнесе, в развитие шоу фаерщиков необходимо вкладывать средства. Так как работать приходится с огнем, который уничтожает материалы и инструменты, периодически возникает необходимость их ремонтировать, покупать новые. Покупка обновок обычно влетает в копеечку. Например, фаерщикам для изготовления инструментов нужен такой космический материал, как кевлар. Его бесценное свойство в том, что он не сгорает. Стоит он дорого — от 600 рублей за один метр. На один инструмент нужно примерно 6 метров, а выступают несколько человек.
Есть вариант работы со светящимися предметами, где огонь заменяют диоды: их применяют в небольших закрытых помещениях. Делают такие инструменты в Америке и Германии, а привоз в Россию увеличивает стоимость в четыре раза.
Еще одна статья расходов — это топливо. Его фаерщики используют нескольких видов. Керосин стоит 70 рублей за литр, а смеси жидких парафинов — 90. За выступление сгорает около 6 литров. То есть в среднем нужно рублей 500 только на горючее. Фаерщики предпочитают работать со смесями жидких парафинов, потому что в отличие от керосина они не коптят и не издают резкого запаха, что часто не нравится зрителям.
— Из инструментов что-то покупается, что-то делается своими руками, — рассказывает Роман. — Горящие инструменты делаются из стальных, алюминиевых трубок, используются асбестовый шнур, дерево. Все эти материалы стоят дешевле, и их без труда можно найти в Новгороде. А репетиции проходят часто без огня.
Конкуренты
В Великом Новгороде три фаер-клуба: «Фалькор», «ПОПУКУ», «VATRA». Естественно, возникает вопрос о конкуренции между клубами. Город один, не очень большой и не очень богатый.
Ребята из клуба «ПОПУКУ» не выступают за деньги и не стремятся заработать на этом. Заниматься фаер-постановками они начинали забавы ради, чтобы себя развлечь. И решили, что это останется их хобби.
— Наш клуб сейчас в большей степени ориентируется на сотрудничество с культурными или образовательными организациями: ГДК им. Васильева, «Народный университет». Нельзя нас назвать конкурентами «Фалькора». Мы, скорее, коллеги. Клубы работают в разных направлениях и стилях, и потому аудитория у нас разная. Клиентов друг от друга мы не отбиваем, палки в колеса не вставляем, — говорит Вячеслав УШАКОВ, член клуба «VATRA».
Фаерщики говорят, что спрос на их искусство в Великом Новгороде пока невысокий. А из-за урезания расходов на развлечения у корпоративных клиентов и без того нечастые предложения сократились.
— Чтобы любимое занятие приносило постоянный доход, нужно организовать фирму, а это, в свою очередь, обязывает платить налоги. Сейчас мы работаем над приданием клубу общественного статуса, чтобы мы были самостоятельной некоммерческой организацией, а не состояли при ком-то, а там посмотрим, — поясняет Роман Северинов.
Как таковой школы, обучающей фаер-искусству, в Новгороде нет. Хотя над ее созданием фаерщики также задумываются.
— Летом к нам подходили очень много людей. Спрашивали, где этому можно научиться. А когда мы осенью объявили набор, никто не пришел. Вот будет побольше заинтересованных людей, мы, возможно, и откроем школу. Какая она будет — платная или бесплатная, — мы еще не решили, — говорит Анна Огороднийчук.
Владимир МАЛЫГИН (фото)