Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Теперь — горбатый

{mosimage}Пешеходный мост в Великом Новгороде на месте обрушившегося в годы Великой Отечественной войны начали строить в конце 1985 года. Город планировал развиваться как туристический центр, и облисполком принял решение: новой переправе быть! Строительство было поручено «Мостоотряду-75», коллектив которого позже получил за это серебряную медаль ВДНХ СССР.
Мост с секретом
Откровенно говоря, элегантная конструкция пешеходного моста, состоящего из трех пролётов, выглядит малоустойчивой. Кажется, что 136-метровый центральный  пролёт, держащийся всего на двух устоях, может при большом наплыве гуляющего народа прогнуться под его тяжестью. Новгородский пешеходный мост по сей день остается уникальным: и доныне строений с таким длинным пролётом на Волхове не появилось.
Как говорит Георгий ПОЧЕЗЕРЦЕВ, инженер техотдела «Мостоотряда-75», залог прочности моста — в его технических особенностях. Концы основной дуги прикреплены так называемыми анкерными устройствами, такими металлическими тросами, к конструкциям устоев. Ослабь гайки на них, и мост провиснет.
По мнению Игоря ШАКИРОВА, руководившего в 1980-е годы процессом постройки моста, дополнительная причина устойчивости кроется в системе металлических связей и высоте стенок стальных секций, из которых сооружение собрано. Там всё выверено до сантиметра.
Под пешеходным мостом должны были проходить суда. До появления над Волховом выгнутой переправы мосты над рекой всегда строили прямыми, но с разводным центральным пролётом. В 1985 году авторы проекта пошли другим путём.

Простые движения
Процедура... нет, скорее — церемония, установки моста в рабочее положение, то есть на опоры, заслуживает отдельного абзаца. Шакиров опроверг слухи о том, что мост водрузили на опорные конструкции с помощью вертолёта. Однако для надвижки переправы был использован целый ряд техники и специального оборудования. Для начала всю конструкцию, смонтированную на специальных стапелях, с помощью лебёдок по пирсу спустили на две плавучие системы на Волхове. Каждая из них состояла из 16 понтонов. Затем 5 буксиров начали медленно и очень осторожно подтягивать плавсистемы со стоявшим на них мостом к опорам. Весь процесс «надевания» моста, по словам Шакирова, занял около шести часов, хотя расстояние от волховского берега, ставшего стройплощадкой, до участка речного русла, где торчали из воды устои, не превышало полукилометра.
— Этот процесс важно было провести филигранно точно, — рассказывает Игорь Шакиров. — Мост был хоть и стальной, но от одного неверного, резкого движения буксиров мог свернуться спиралью, как полоска бумаги.
Чтобы координировать и корректировать усилия всех участников установки моста, руководителям процесса даже разрешили получить рации в комитете госбезопасности, которыми тогда позволялось пользоваться только милиции и чекистам.
После того как самая ответственная часть работ была выполнена, к центральному пролёту моста пристроили боковые, связавшие его с правым и левым берегами Волхова. И начались динамические и статические испытания конструкции. В первом случае проверили, как мост выдерживает двигающуюся нагрузку, во втором — находящуюся в неподвижном положении. В её роли выступили наполненные песком «ЗИЛы». Вес каждого из них равнялся приблизительно семи тоннам: пять тонн песка плюс две тонны веса самой машины. Сначала шесть грузовиков установили на одной стороне моста, оставив свободной противоположную. Затем повторили эксперимент в точности до наоборот. Потом пустили по мосту колонну из «ЗИЛов» да ещё подложили под колёса деревянные балки, чтобы техника при езде подпрыгивала на искусственных неровностях. Пешеходный мост с честью выдержал проверку на прочность. Акт о его приёмке подписали в 10 часов вечера 31 декабря 1987 года. В тот же день на мосту появились первые пешеходы, быстро окрестившие его из-за необычной формы горбатым. Кстати, первоначально планировалось окрасить его полностью серебрянкой, но это оказалось слишком накладно, и в итоге воспользовались серой краской с зеленым оттенком. Она и стала его всесезонной «одеждой».

Мост — убрать!
Уже спустя несколько дней новая переправа стала жертвой вандалов: неизвестные разломали крепившиеся под перилами люминесцентные трубки, являвшиеся эстетической изюминкой моста. По свидетельству Шакирова, когда по вечерам светильники включали, он выглядел очень красиво. «Просто песня!» — не удержался строитель.
Однако, чтобы избежать происшествий в будущем, решено было установить на мосту фонари на столбах. Хотя с дизайнерской точки зрения это было не совсем удачно. Опоры для уличных светильников расставили почему-то только по одной стороне моста. Да и соединявший их провод электропередачи явно не служил украшением.
Разбитые фонари были не единственной неприятностью нового моста. Немного спустя после сдачи объекта разразился скандал: местные власти выпустили распоряжение о том, что мост необходимо перенести в другое место. К счастью, от этой идеи потом сами же и отказались, но культурная общественность была на стороне партии.
Как вспоминает новгородский искусствовед Сергей ПУХАЧЁВ, одним из пунктов несогласия городской интеллигенции было то, что мост появился в святая святых — исторической части областного центра, где ничего нового лучше не строить.
— Во-вторых, мост, пусть и лаконичный по дизайну, нарушил тот ландшафт исторического центра, который дошёл до нас с X века, — говорит Пухачёв. — Частично с такой точкой зрения я согласен. Если, допустим, мы идём по берегу Волхова мимо кремля по направлению с севера на юг, мост закрывает для нас перспективу реки. Но, с другой стороны, с пешеходного моста открывается великолепный вид, можно даже увидеть колокольню Юрьева монастыря. Мы к горбатому настолько привыкли, что вот закрыли мост на ремонт, и это неудобство сразу стало заметно.

*    *   *
Действительно, сейчас на мосту ведутся работы по его ремонту, которые планируется завершить к 10 июня. Предстоит его очистить и покрасить, укрепить опоры, отремонтировать ограждение и мостовое полотно, обновить гранитную облицовку на устоях сооружения и на подходах к нему. Будет как новенький.
 
Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА